Повышенный визуальный реализм 3-D фильмов предлагает зрителям более яркий и захватывающий показ фильма, чем 2-D, потому что более близко приближает к реальной жизни. Тем не менее, исследователи из Университета штата Юта обнаружили, что нет существенной разницы между этими двумя форматами. Полученные результаты были опубликованы в PLoS ONE.
Целью исследования было проверить эффективность 3-D фильма, новой технологии, по сравнению с 2-D фильмом, который в настоящее время широко используется в качестве исследовательского инструмента. Они используются в психологических исследованиях как стандартизированный метод оценки эмоционального развития, потому что являются менее инвазивными, чем другие методы, и особенно полезны при изучении эмоциональной реакции молодых людей.
«Мы решили узнать, как 3-D действует на пациентов, которые регулярно используют высокотехнологичные устройства в повседневной жизни», — заялвяет Sheila Crowell. «Оба 2-D и 3-D одинаково эффективны при выявлении эмоциональных реакций. Дальнейшие исследования, конечно, оправданы, но наши результаты нужны для поощрения исследователей, которые не могут сейчас позволить себе 3-D технологии».
Исследователи рассмотрели несколько эмоциональных состояний, в том числе выделение пота, учащение дыхания и сердечно-сосудистые реакции, такие как частота сердечных сокращений. Эти меры, как правило, используются для оценки эмоциональных реакций.
Участники исследования смотрели в 3-D и 2-D формате четыре фильма, примерно по пять минут каждый: «Мой кровавый Валентин» (страх), «Гадкий Я» (аттракционы), «Рапунцель: Запутанная история» (печаль) и «Полярный экспресс» (волнение). Сложные конфигурации позволили исследователям сравнивать не только эмоциональные реакции, но последствия формата просмотра.
В целом, результаты показали несколько существенных различий между физиологическими реакциями на фильмы. Только одна разница была замечена между форматами – увеличение электродермальной реакции во время захватывающей сцены из фильма «Полярный экспресс» в 3-D формате. Исследователи полагают, это потому, что содержание 3-D фильма высокого качества, с более широкими ассортиментами 3-D эффектов, чем другие.
Индивидуальные различия участников в тревожности, неспособности контролировать эмоциональные реакции или «острые ощущения» не изменили психологические или физиологические реакции на 3-D просмотр. Другими словами, личностные различия не изменили результаты: 2-D по-прежнему столь же эффективен для выявления эмоций.
Crowell утверждает, что «это может быть хорошей новостью для тех, кто не хотел бы носить 3-D очки или платить дополнительные деньги, чтобы увидеть эти типы фильмов».
ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:
Bride, Daniel L.; Crowell, Sheila E.; Baucom, Brian R.; Kaufman, Erin A.; O’Connor, Caitlin G. et al. (2014) Testing the Effectiveness of 3D Film for Laboratory-Based Studies of Emotion // PLoS ONE — vol. 9 (8) — p. 7