Ученые связывают два варианта гена с психическим расстройством, предполагая, что наследственность влияет на риск развития посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Полученные результаты могут обеспечить биологическую основу для диагностики и лечения данного расстройства.
Актуальность проблемы
«Многие люди страдают от посттравматического стрессового расстройства после перенесенных испытаний, таких как война, изнасилование или стихийное бедствие», — пояснил автор исследования доктор Армен Гоенжиян (Armen Goenjian) из Калифорнийского университета. «Но не все, кто испытал травму, страдают от посттравматического стрессового расстройства. Мы изучали, есть ли у ПТСР генетическая основа, которая делают некоторых людей более уязвимыми к данному синдрому».
Материалы и методы исследования
В 1988 году Гоенжиян приехал в Америку из Спитака, Армении, после 6,8 балльного землетрясения. Землетрясение сравнило с землей целые города, погибло более 25 000 армян, две трети из них были дети. Он и его коллеги устроились работать в психиатрические клиники, где лечили пострадавших от землетрясения в течение 21 года. Двести человек из северной Армении согласились сдать образцы крови для отправки в Лос-Анджелес, где исследователи по ДНК хотели найти генетические ключи к психиатрической уязвимости.
В 2012 году они обнаружили, что ПТСР было более распространено у людей, которые имели два варианта гена, связанных с депрессией. В текущем исследовании Гоенжиян и Джулия Бейли (Julia Bailey), профессор эпидемиологии в Лос-Анджелесе, сосредоточились на двух генах под названием COMT и TPH-2, которые играют важную роль в функции мозга.
Результаты научной работы
СОМТ является ферментом, который разрушает дофамин и помогает регулировать настроение, мышление, внимание и поведение. Слишком много или слишком мало дофамина может влиять на различные неврологические и психологические расстройства.
TPH-2 контролирует выработку серотонина, который регулирует настроение, сон и бодрость, — все это нарушается при посттравматическом стрессовом расстройстве. Антидепрессанты СИОЗС (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина) были разработаны для лечения депрессии. Врачи назначают СИОЗС для лечения расстройств помимо депрессии, в том числе посттравматического стрессового расстройства.
«Мы обнаружили сильную связь между вариантами СОМТ и TPH-2 с симптомами посттравматического расстройства, предполагая, что эти гены способствуют возникновению расстройства», — сказал Гоенжиян. «Наши результаты показывают, что люди, у которых есть эти генетические варианты, подвержены риску развития ПТСР».
Тем не менее, Гоенжиян предупредил, что ПТСР, скорее всего, вызвано несколькими генами, и исследования должны быть продолжены, чтобы найти эти гены.
От посттравматического стрессового расстройства страдают около 7 % американцев, и это стало насущной проблемой для ветеранов войны, вернувшихся из Ирака и Афганистана. Результаты исследования помогут ученым выявить методы лечения, такие как генная терапия или использование новых лекарств, которые регулируют химические вещества, связанные с симптомами ПТСР.
Литература
Goenjian, Armen K.; Noble, Ernest P.; Steinberg, Alan M.; Walling, David P.; Stepanyan, Sofia T. et al. (2015) Association of COMT and TPH-2 genes with DSM-5 based PTSD symptoms // Journal of Affective Disorders — vol. 172 — p. 472-478