Шимпанзе издают определенные звуки для обозначения разных пищевых продуктов, при этом их сородичи точно знают, что означают эти звуки. Новые исследования команды зоологов из университета Йорка в Великобритании поставили под сомнение уникальность языковых способностей человека. Наблюдая за шимпанзе, перевезённых из Нидерландов в Эдимбург, они пришли к неожиданному выводу: голландские шимпанзе переняли произношение шотландских приматов. О результатах исследования рассказывается в приложении журнала Current Biology.
«Наше исследование показывает, что шимпанзе, попадая в новую социальную группу, могут изменить свой «язык» произнося «слова» также как их товарищи по группе»,-пишет Кэти Слокомб (Katie Slocombe) из Университета Йорка.
Исследователи использовали аудио-анализ, чтобы продемонстрировать сближение структуры «речи».
«Мы смогли довольно легко услышать, как две группы шимпанзе по-разному называли яблоки в 2010, а к 2013 году голландские приматы изменили свою «речь», чтобы больше походить на Эдинбургских сородичей»,- говорит Stuart Watson, также из Университета Йорка.
Голландские шимпанзе переучивались произносить звуки с шотландским акцентом постепенно. В конце исследования произношение обезьян практически не отличалось. Это означает, говорят учёные, что шимпанзе также могут учить «иностранные языки», чтобы укрепить товарищескую связь с другими особями.
Данное открытие несколько меняет представления о способности людей к социальной адаптации. Судя по всему, попытки выучить чужой язык, чтобы больше понравиться новому сотоварищу или же быть лучше понятным на чужой территории, предпринимались задолго до зарождения человеческой цивилизации. Эволюционное расстояние между человеком и шимпанзе составляет относительно короткий период 5-7 миллионов лет, как оказалось, подобными речевыми способностями владеют и наши ближайшие эволюционные предки.
«Было бы очень интересно попытаться выяснить, почему шимпанзе стремятся казаться более похожими на своих товарищей по группе»,- добавляет Саймон Таунсенд (Simon Townsend) из Цюрихского университета, который также принимал участие в исследовании. — «Почему для них важно быть понятыми? Или зачем им быть более похожими на своих новых друзей?»
ПОДРОБНЕЕ В НАУЧНОЙ СТАТЬЕ:
Watson, Stuart K.; Townsend, Simon W.; Schel, Anne M.; Wilke, Claudia; Wallace, Emma K. et al. (2014) Vocal Learning in the Functionally Referential Food Grunts of Chimpanzees // Current Biology
Врач кардиолог, терапевт, врач функциональной диагностики АО «СЗЦДМ» (г. Санкт-Петербург), редактор и автор статей