Ученые: обнаружена молекула, провоцирующая болезнь Альцгеймера

Ученые обнаружили молекулу, которая может спровоцировать болезнь Альцгеймера. Английские и шведские исследователи предполагают, что это поможет в открытии лекарственного средства, которое помогло бы остановить прогрессирование болезни Альцгеймера. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Structural & Molecular Biology.

Ведущий автор исследования доктор Самуэль Коэн (Samuel Cohen) – научный сотрудник из Великобритании говорит, что мы начинаем пожинать плоды большой работы, которая была проделана, чтобы улучшить понимание микроскопических процессов, связанных с развитие болезни Альцгеймера.

«Наше исследование показывает, что один из этих критических процессов можно тормозить и, таким образом, мы можем предотвратить токсические эффекты агрегации белков, которые связаны с этим состоянием», – считает Самуэль Коэн.

Многие функции в клетках осуществляются белками. Ключевым шагом в развитии болезни Альцгеймера и других дегенеративных заболеваний является накопление или «зарождение» определенных белков, известных как амилоидные фибриллы, которые образуют токсичные кластеры и помогают в распространении болезни в головном мозге.

Молекула, которую обнаружили ученые, называется Brichos, она прилипает к амилоидным фибриллам и нарушает токсические цепные реакции. Brichos прерывает цепную реакцию, которая ускоряет прогрессирование болезни Альцгеймера.

Предыдущие исследования указывали на то, что есть еще один важный шаг в развитии болезни Альцгеймера. Когда амилоидные фибриллы начинают формироваться, они образуют другие белки misfold и, тем самым, формируют мелкие кластеры, называемые олигомеры. Они обладают высокой токсичностью в нервных клетках и вызывают разрушительный эффект при болезни Альцгеймера.

Этот второй этап называется вторичным зарождением, и ученые считают, что он оттеняет цепную реакцию, которая ускоряет прогрессирование болезни Альцгеймера. Без второго этапа одиночные молекулы misfold образуют кластеры гораздо медленнее и обладают менее разрушительным эффектом.

Благодаря огромной работе, которая была проделана в этой области, ученые собрали огромное количество данных. Теперь они могут моделировать то, что происходит не только по мере развития болезни Альцгеймера, но и что произойдет, если процесс прерывается.

Исследование показывает, что Brichos эффективно блокирует второй этап и останавливает цепную реакцию, которая ускоряет болезнь Альцгеймера. У людей Brichos помогает белкам избежать неправильного сворачивания.

Испытания на мышах подтвердили, что молекула подавляет цепную реакцию из вторичного образования. Коэн говорит, что теперь не трудно найти другие молекулы, которые делают это; до недавнего времени не было ясно, на что обращать внимание.

«Хорошей тактикой в настоящее время является поиск других молекул, которые имеют ту же самую силу и которые можно использовать в качестве отправной точки для разработки лечения», – добавляет Коэн.

Cohen, Samuel I A; Arosio, Paolo; Presto, Jenny; Kurudenkandy, Firoz Roshan; Biverstål, Henrik et al. (2015) A molecular chaperone breaks the catalytic cycle that generates toxic Aβ oligomers // Nature Structural & Molecular Biology