Опиоидные обезболивающие усиливают хроническую боль

Авторы нового исследования пришли к выводу, что наркотические обезболивающие препараты продлевают и усиливают боль у животных. В связи с этим ученые заявляют о бесполезности применения данной категории препаратов с нейропатическими болевыми ощущениями. Результаты исследования опубликованы в научном журнале PNAS.

хроническая боль, обезболивающие, PNAS
(c) Flickr/Andreanna Moya Photography

«Мы впервые смогли продемонстрировать, что даже кратковременное применение опиоидов приводит к долгосрочным и крайне негативным последствиям восприятия болевого синдрома. Мы выяснили, что на сегодня само лечение является одной из причин образования эпидемии хронической боли в США», — утверждает соавтор исследования Питер Грейс (Peter Grace) из университета Колорадо (Colorado State University) в Боулдере (США).

По статистике Национального института по наркотической зависимости США, на сегодняшний день примерно 30% жителей страны страдает от нейропатических болевых ощущений.

Основным методом борьбы с болевым синдромом служат наркотические препараты, такие как оксиконтин, викодин и другие полусинтетические аналоги морфина, благодаря чему смертность от передозировки наркотическими обезболивающими за последние 10 лет утроилась, а число людей с хроническими болями продолжает увеличиваться.

Авторы исследования выявили любопытный эффект, который вызывают наркотические обезболивающие. Как выяснилось, при многократном использовании они крайне необычно воздействуют на поведение так называемых глиальных клеток, окружающих нейроны в спинном и головном мозге. В обычных условиях эти клетки защищают нервную систему от повреждений и патогенов, однако с развитием хронической боли их функция изменяется.

При втором приеме опиоидного обезболивающего включается аномальная программа поведения глиальных клеток, которые вызывают воспаление в той точке, где был поврежден нейрон. В результате этого болевой синдром, если его не блокировать обезболивающим, не только не уменьшается, но и усиливается и становится действительно хроническим на 5-6 день приема наркотических обезболивающих.

Результаты исследования показали, что этот необычный побочный эффект можно подавить, отключив работу двух генов — TLR4 и P2X7R в глиальных клетках спинного мозга. Авторы исследования считают, что дальнейшее исследование того, как данные гены вызывают воспаление при приеме опиоидов, поможет понять, как сделать обезболивающие препараты более безопасными для здоровья человека.

«Результаты данного исследования крайне важны для всех людей, принимающих такие препараты, как морфин, оксикодон или метадон, так как мы теперь знаем, что даже кратковременный их прием усиливает боль и делает ее более длительной. Эта неприглядная сторона обезболивающих еще нам не была известна”, — комментирует свои вводы Линда Уоткинс (Linda Watkins).

Авторы другого исследования утверждают ,что хроническая боль изменяет нашу иммунную систему.

Marrone G. F. et al. Truncated mu opioid GPCR variant involvement in opioid-dependent and opioid-independent pain modulatory systems within the CNS //Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2016. – С. 201523894.

хроническая боль, обезболивающие, PNAS