Древний противовоспалительный препарат – салициловая кислота обладает противораковыми свойствами

Исследователи определили, что салициловая кислота (вещество нестероидных противовоспалительных препаратов) и дифлунизал могут остановить воспаление и рак.

салициловая кислота, рак, eLife
(c) commons.wikimedia.org

В исследовании, опубликованном в научном журнале eLife, ученые обнаружили, что салициловая кислота и дифлунизал подавляют два ключевых белка, которые помогают в экспрессии генов. Эти белки P300 и CREB-связывающий белок являются эпигенетическими регуляторами, которые контролируют уровни белков, вызывающих воспаление или участвующих в росте клеток. Салициловая кислота и дифлунизал блокируют активацию этих белков и предотвращают повреждение клеток, вызванное воспалением.

“Салициловая кислота является одним из самых древних лекарственных средств на планете, которые применяли египтяне и греки, но мы все еще открываем что-то новое”, – сказал автор исследования Эрик Вердин (Eric Verdin). “Раскрывая пути воспаления, мы открываем новые клинические возможности этого препарата”.

Предыдущие исследования установили связь между Р300 и белком AML1-ЕТО, способствующим лейкозу. Ученые решили изучить, может ли подавление белка p300 уменьшить рост лейкемии у мышей. Как и прогнозировалось, дифлунизал остановил прогрессирование рака и уменьшил опухоли у мышей.

“Способность перепрофилировать изученные препараты на новые методы лечения больных раком является невероятно захватывающим”, – сказал Стефен Нимер (Stephen Nimer). “Мы провели клиническое исследование салициловой кислоты у пациентов с гематологическим раком и обнаружили, что этот препарат безопасен. Таким образом, разработка новой эпигенетической терапии является следующим важным шагом, чтобы найти более эффективное лечение больных лейкемией”.

Ученые в настоящее время проводят клинические испытания, которые проверяют способность салициловой кислоты для лечения лейкемии в рамках новой комбинированной терапии. Другие возможные клинические применения салициловой кислоты включают в себя другие формы рака, диабет 2 типа, воспалительные заболевания, и даже нейродегенеративные расстройства, такие как болезнь Альцгеймера.

Авторы другого исследования утверждают, что аспирин снижает риск прогрессирования рака предстательной железы.

Shirakawa K. et al. Salicylate, diflunisal and their metabolites inhibit CBP/p300 and exhibit anticancer activity //eLife. – 2016. – Т. 5. – С. e11156.

салициловая кислота, рак, eLife