Употребление алкоголя при беременности вредит эмбриону уже на ранних сроках развития

Просмотров: 254

Опубликовано 15.05.2015, 19:49 (мск) Руслан Хусаинов в Здоровый образ жизни, Новости

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (Читатели ещё не оценили запись, станьте первым!)
алкоголь, беременность, эмбрион

«Результаты исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что алкогольные напитки, которые употребляют даже на раннем сроке беременности, меняют регуляцию генов. Результаты крайне важны в диагностике вызванных алкоголем повреждений. На основании этих данных мы сможем определить нанесённый организму ущерб уже у новорожденного ребёнка», — прокомментировала результаты Нина Каминен-Ахола.

Авторы исследования из Хельсинки давали алкоголь грызунам на ранних сроках беременности. Период введения алкоголя соответствовал 3−6 неделе развития человеческого эмбриона. Результаты научной работы показали, что алкоголь вызывает изменения в регуляции генотипа в самых первых клетках формирующегося эмбриона. Результаты исследования опубликованы в научном журнале PLOS ONE.

В период беременности алкоголь может привести к разнообразным последствиям для ребенка в последующем, от сложностей в учебе до врождённых уродств. Однако патогенез данного влияния ещё до сих пор не исследован до конца, и очень сложно выявлять повреждения, наносимые организму ребёнка алкоголем.

Экспериментальные грызуны, которым в самом начале эмбрионального развития давали алкоголь, продемонстрировали признаки, схожие с фетальным алкогольным синдромом, проявляющиеся такими симптомами как гиперактивность, снижение темпов роста, морфологические изменения в областях черепа и мордочки.

Раннее влияние алкоголя начинается с самого начала зачатия и продолжается до начала формирования нервной системы. Данный период у человека соответствует первым 3−4 неделям формирования плода, зачастую в этот период матери ещё не знают о своей беременности.

Тем не менее, в это время происходит деление и дифференциация клеток зародыша. В каждой клетке развивается уникальный эпигеном, который далее будет влиять на функции генов.

Нина Каминен-Ахола (Nina Kaminen-Ahola) с соавторами проводили свои научные работы, чтобы выявить, оказывает ли влияние употребления алкоголя в начальном периоде беременности на изменения в эпигеноме, который регулирует активность генов эмбриона. Кроме этого, авторы исследования изучили, могут ли потенциальные изменения далее проявляться на деятельности генов и влиять на структуру головного мозга будущего потомства.

Ученые акцентировали свое внимание на гиппокампе, области мозга, отвечающей за память и обучение. Считается, что именно данная область головного мозга наиболее чувствительна к алкоголю. Результаты исследования показывают, что в начале своего влияния алкоголь меняет эпигеном и функции нескольких генов в гиппокампе будущего потомства мышей. Также ученые отметили изменения в самой структуре головного мозга уже повзрослевших мышей: в самом гиппокампе, желудочках и обонятельных луковицах головного мозга. Кроме этого, алкоголь также влиял на костный мозг и обонятельные эпителии грызунов.

Marjonen, Heidi; Sierra, Alejandra; Nyman, Anna; Rogojin, Vladimir; Gröhn, Olli et al. (2015) Early Maternal Alcohol Consumption Alters Hippocampal DNA Methylation, Gene Expression and Volume in a Mouse Model // PLOS ONE

Должность — Координатор проекта.

E-mail для связи — [email protected].

Врач — ультразвуковой диагностики, детский травматолог-ортопед г. Санкт-Петербург.