Ученые раскрыли механизм, который объясняет, как один ген определяет развитие головного мозга

Новое исследование показывает, что ген NeuroD1 выражается не только в стволовых клетках мозга, но также выступает в качестве главного регулятора развития мозга. Результаты исследования опубликованы в научном журнале The EMBO Journal.

ген, головной мозг, NeuroD1
©pixabay/geralt

Исследователи из Института молекулярной биологии в Майнце, Германия, описывают, как они разгадали сложный механизм, как NeuroD1 приводит к образованию клеток головного мозга. Они считают, что их выводы не только улучшат понимание того, как мозг развивается и формирует новые клетки, но и поможет в разработке регенеративных методов лечения болезни Паркинсона и других нейродегенеративных заболеваний.

При нейродегенеративных заболеваниях, таких как болезнь Паркинсона и Альцгеймера, мозг перестает функционировать из-за потери клеток, которые не в состоянии заменить себя. Целью регенеративной медицины является пополнение утраченных клеток — например, путем репликации. Но мозг является сложным органом, и мы многое не знаем о его развитии на молекулярном уровне.

Исследователи изучали роль, которую играет NeuroD1 в развитии головного мозга. Они уже установили, что ген активен в самом начале процесса развития мозга. В новом исследовании ученые обнаружили, что NeuroD1 запускает процесс развития мозга. Кроме того, NeuroD1 контролирует другие гены, изменяя их «эпигенетическое» состояние — без изменения ДНК. Тем не менее, еще одна важная особенность, которую они обнаружили, – это то, что NeuroD1 продолжает влиять на этот процесс, даже если он выключается.

Исследователи заключают: «Это не только проливает свет на формирование мозга во время эмбрионального развития, но и открывает новые возможности для восстановительной терапии».

Pataskar A. et al. NeuroD1 reprograms chromatin and transcription factor landscapes to induce the neuronal program //The EMBO Journal. – 2015. – С. e201591206.