Анализ крови позволит выявить 50 различных типов рака

Исследователи из США и Великобритании разработали новый тест, который позволяет выявлять более 50 видов рака, еще до того, как развиваются симптомы. Результаты исследования опубликованы в журнале Annals of Oncology.

В настоящее время существует острая необходимость в совершенных диагностических инструментах для лечения рака. Слишком часто врачи ставят диагноз только после того, как симптомы развились — и это может быть слишком поздно для лечения. Программы скрининга, такие как маммография на рак молочной железы и мазки Папаниколау на рак шейки матки, позволяют выявлять рак на более ранней стадии. Однако эти тесты проводят только тем, кто подвержен наибольшему риску. Эти методы также могут быть инвазивными или неудобными, что может препятствовать посещению специалистов.

Авторы нового исследования пришли к выводу, что с помощью анализа крови могут обнаружить более 50 различных типов рака, во многих случаях до того, как появятся какие-либо клинические признаки и симптомы.

В ходе исследования была протестирована кровь более 4000 человек, примерно половина из которых страдала раком. Исследователи включили в исследование более 50 видов рака. Тест использует тип ДНК, высвобождаемой опухолевыми клетками. Он попадает в кровь, где известен как бесклеточный ДНК (cfDNA). Однако идентификация специфичной для опухоли cfDNA может оказаться сложной задачей, поскольку многие другие клетки также выделяют ДНК в кровь. Этот тест использует изменения в ДНК — а именно добавление химического вещества, называемого метильной группой, которая связана с ростом опухоли.

После выделения cfDNA из образца крови и секвенирования его, чтобы найти метилированные части, результаты передаются в компьютер, который может распознавать ДНК из раковых и здоровых клеток. Затем компьютер может предсказать, есть ли у человека рак и даже какой он может быть.

Тест был точен в 93% образцов и мог точно предсказать, где в организме впервые развился рак в 96% образцов. Частота ложноположительных результатов составила всего 0,7%, это означает, что менее 1% людей имели бы неточный диагноз рака с помощью этого теста. По сравнению с программами скрининга рака молочной железы, которые имеют ложноположительную частоту около 10%, преимущества этого нового подхода очевидны.

Старший автор исследования доктор Майкл Сейден (Michael Seiden) надеется, что этот тест скоро будет использоваться.

«Эти данные подтверждают способность теста на метилирование соответствовать тому, что мы считаем фундаментальными требованиями для анализа крови на раннее выявление множественного рака, который может быть использован для скрининга», – говорит он.

Эти требования заключаются в «способности выявлять несколько смертельных типов рака с помощью одного теста, который имеет низкий уровень ложноположительных результатов, а также способность определять, где в организме находится рак».

Фабрис Андре (Fabrice André) объясняет: «Это знаковое исследование и первый шаг к разработке простых в исполнении инструментов скрининга. Раннее выявление более чем 50% случаев рака может ежегодно спасать миллионы жизней во всем мире и резко снизить заболеваемость, вызванную агрессивными методами лечения».

Ученые надеются, что этот тест поможет диагностировать рак, симптомы которого развиваются в течение длительного времени. В ходе исследования были изучены 12 наиболее опасных видов рака, включая рак поджелудочной железы, легких и яичников, на долю которых приходится 60% всех смертей, связанных с раком.

В настоящее время нет никакого способа провести скрининг для большинства из этих раковых заболеваний до появления симптомов. Однако этот анализ крови точно выявил более 67% из них.

Авторы другого исследования утверждают, что новый анализ крови поможет определить риск инсульта и деменции.