Благодарность и извинения заставляют говорящего выглядеть заботливым и щедрым

В новом исследовании ученые обнаружили, что слова благодарности и извинения имеют большое значение в социальных взаимодействиях. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Psychological Review.

Актуальность проблемы

Мы придаем большое значение обучению детей говорить «спасибо» и «извините». Нам известно, что эти простые слова являются необходимыми для многих социальных взаимодействий. Произносить вежливые слова не сложно, так почему люди зачастую сдерживаются?

Материалы и методы исследования

Исследователи из Университета Карнеги-Меллона (Carnegie Mellon University) решили выяснить, почему благодарность и извинения, а также хвастовство и обвинение, так много значат для социального взаимодействия. Новое экспериментальное исследование раскрывает психологию, лежащую в основе этих коммуникаций.

Результаты научной работы

«Все четыре из этих коммуникации являются инструментами, используемыми для передачи обязательства от одного человека к другому», – сказала автор исследования Ширен Чаудри (Shereen Chaudhry).

Результаты исследования показали, что 4 типа коммуникаций предполагают компромисс между проецирующей компетентностью и теплотой. Благодарность и извинения заставляют говорящего выглядеть заботливым и щедрым. Противоположность верна в отношении хвастовства и обвинений, которые могут поддержать воспринимаемую компетенцию и статус говорящего, но их воспринимают эгоистичными или невнимательными. Получатель сообщения испытывает различное влияние на свой имидж: благодарность и извинения поднимают воспринимаемую компетентность и тепло для получателя, в то время как хвастовство и обвинение уменьшают и то, и другое. Человек предпочтет поблагодарить (извиниться), а не хвастаться (обвинять).

Авторы другого исследования утверждают, что общение в социуме поможет сохранить память и замедлить старение мозга.