Дети школьного возраста с аутизмом могут чувствовать себя лучше, чем обычно считается, при этом большинство из них «преуспевают» в некоторых аспектах развития, говорится в новом исследовании. Исследование с участием 272 детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) показало, что почти 80% преуспевали по крайней мере в одной из пяти областей развития к 10 годам. Почти четверть детей преуспевала в четырех из этих областей. Научная работа опубликована в журнале JAMA Network Open.
Актуальность вопрос
РАС — это нарушение развития мозга, симптомы которого широко варьируются от человека к человеку. У некоторых детей, например, более легкие проблемы с социализацией и общением, в то время как у других расстройство сильно сказывается на их жизни. Они мало говорят, если вообще говорят, и зацикливаются на повторяющемся навязчивом поведении. У некоторых детей имеются умственные отклонения, в то время как у других IQ средний или выше среднего. Большая часть исследований РАС сосредоточена на проблемах, мало обращая внимания на положительные траектории, которые дети принимают с течением времени.
«РАС — это расстройство со многими проблемами. Но есть также место для оптимизма и надежды», — заявил автор исследования Питер Сатмари (Peter Szatmari) из Канады.
«Это важная перспектива», — считает Джакомо Виванти (Giacomo Vivanti), сотрудник университета Дрекселя (Drexel University) в Филадельфии.
Джакомо Виванти назвал результаты «обнадеживающими». Виванти согласен с тем, что вопрос, достигают ли дети с РАС определенного порога в их способности общаться или регулировать свое поведение, является лишь одним из критериев «хорошего» результата.
«Не менее важно смотреть на рост в этих областях», — сказал Виванти. Более того, добавил он, для семьи прогресс может быть важнее.
Материалы и методы исследования
В рамках исследования команда Сатмари наблюдала за 272 канадскими детьми с диагнозом РАС. Их оценивали трижды в возрасте от 2 до 5 лет и дважды в возрасте от 8 до 10 лет. Исследователи изучали, насколько хорошо дети успевают в пяти областях: общение, социальные навыки, повседневная деятельность, а также «усвоение» и «экстернализация» поведения. Проблемы интернализации включают беспокойство, социальную изоляцию и депрессию, тогда как проблемы экстернализации включают такие вещи, как нарушение правил или агрессия.
Результаты научной работы
К 10 годам большинство детей преуспевали, по крайней мере, в одной области. Чуть менее 24% преуспели в четырех областях. Было много различий: например, половина детей умела экстернализировать поведение, в то время как только 20% умели владеть социальными навыками. По словам Сатмари, тот факт, что дети могут преуспевать в одной области, но не так хорошо в других, отражает природу РАС.
Но это также может частично отражать типы вмешательств или помощи, которые получает ребенок, считает исследователь. По словам Сатмари, вмешательства при РАС обычно сосредоточены на конкретных проблемах, с которыми сталкивается ребенок. По его словам, одним из следствий новых результатов является то, что детям могут быть полезны более комплексные подходы, направленные на решение проблем, а также на развитие сильных сторон.
По словам Виванти, ограничение исследования состоит в том, что в нем отсутствуют подробные сведения о помощи, которую получают дети.
Исследователи действительно обнаружили некоторые факторы, которые казались важными для благополучия: более высокий семейный доход и лучшее семейное положение, в том числе то, насколько хорошо члены семьи общаются и поддерживают друг друга. По словам Сатмари, семьи с более высоким доходом могут иметь доступ к дополнительным ресурсам, таким как частные репетиторы. А дружные семьи могут «работать в команде» на благо своих детей.
Концепция «преуспевания» не статична, и Виванти считает, что когда дети с РАС переходят в среднюю школу, а затем в подростковый возраст, возникают новые проблемы.
Исследователи продолжают следить за группой в подростковом возрасте и сообщат об этих выводах в будущем.
Заключение
Таким образом, результаты показывают, что положительные траектории при РАС встречаются чаще, чем обычно думают. Это потому, что в исследовании шире рассматривается термин «преуспевание». Это было определено не только традиционным образом, когда дети с РАС обладают «мастерством» в навыках, аналогичных их сверстникам без РАС. Также это означает, что дети со временем улучшают свои навыки.
Авторы другого исследования изучили, как люди с аутизмом воспринимают окружающий мир.