Маски для лица уменьшают распространение вирусов, передаваемых воздушно-капельным путем. Хотя использование масок широко распространено, у многих людей все еще есть вопросы о них.
Я вижу пробелы в ткани. Как они могут остановить вирус?
Вирус, вызывающий COVID-19, имеет диаметр около 0,1 микрометра (микрометр (мкм) — это одна тысячная миллиметра) Отверстия в тканях видны невооруженным глазом и могут быть от 5 до 200 микрометров в диаметре. Это противоречит логике, что ткань может быть полезна — ее сравнивают с установкой сетчатого забора, чтобы остановить комаров. Однако эта аналогия ошибочна во многих отношениях.
Когда мы дышим, говорим, едим, кашляем, чихаем или поем, мы выделяем частицы разного размера, как грубые, так и мелкие, и вирус находится на этих частицах. Несмотря на то, что между нитями в ткани есть промежутки, нити обычно шире, чем промежутки. Кроме того, на этом микроскопическом уровне нить имеет толщину или глубину, поэтому зазор больше похож на туннель, чем на окно. Микрофиламенты из разорванных нитей проецируются в щель. Частица не похожа на комара, который может перенаправить полет, чтобы избежать препятствий. Частица с импульсом будет врезаться в волокно, как мяч, ударяется о стену — это называется ударом.
Но на микроскопическом уровне в игру вступают два дополнительных процесса. Частицы также выпадают из воздуха — это называется седиментацией. Некоторые частицы движутся случайным образом, и это случайное движение приводит к контакту с волокнами, называемыми диффузией. Наконец, ткань можно использовать в несколько слоев, чтобы частица не достигала другой стороны.
Какие самые лучшие материалы для тканевых масок для лица?
Тканый хлопок, по 100 нитей на 2,5 см; фланель, хлопчатобумажная или полихлопковая смесь, по 90 нитей на 2,5 см; тяжелый, хорошего качества, хлопчатобумажный материал — все они хорошо зарекомендовали себя. Эта рекомендация основана на доступных опубликованных данных. Исследователи рекомендуют, чтобы маски были сделаны из двух слоев; три или четыре могут быть еще лучше. Например, двухслойная маска с пришитым краем, предотвращает попадание 79% бактерий в окружающую среду во время кашля. В том же эксперименте современная одноразовая медицинская маска выполнялась в том же диапазоне на 85%.
Два исследования хирургических масок 1960-х и 1970-х годов различали крупные частицы (называемые каплями) и мелкие частицы (называемые аэрозолями). Четырехслойная хлопчатобумажная маска и маска, сделанная из хлопка и фланели, уменьшали количество бактерий во время разговора на 89%. Все это является веским доказательством того, что тканевые маски для лица могут предотвратить попадание выделений в окружающую среду. Каждая крупная или мелкая частица, попавшая в маску, не может висеть в воздухе или падать на поверхность и загрязнять ее.
«Моя маска защищает вас, ваша маска защищает меня»: если многие люди носят маски для лица, то вероятность передачи вируса уменьшается.
Может ли тканевая маска защитить человека, который ее носит?
Исследование однослойных масок и двухслойных масок показали 50-процентную защиту от мелких частиц. Две матерчатые маски из неизвестных материалов, случайно купленные у уличных торговцев, действовали так же хорошо. Для сравнения, современные одноразовые медицинские маски фильтруют около 80% мелких частиц.
Три исследователя из Университета Питтсбурга (University of Pittsburgh) сделали сложные маски с восемью слоями из хлопчатобумажных тканей, приспособленных к их собственным лицам: каждый фильтровал более 90% мелких частиц размером с аэрозоль.
Эксперимент на животных с бактериями туберкулеза дает дополнительную информацию. Туберкулез считается «воздушно-капельным» заболеванием, то есть путь передачи через аэрозоли или мелкие частицы. При уходе за больными туберкулезом медицинские работники носят маски, обеспечивающие высокий уровень защиты органов дыхания, чтобы защитить себя и предотвратить дальнейшую передачу инфекции другим.
Когда кролики подвергались воздействию аэрозолей туберкулеза в контролируемых условиях, туберкулемы (инфицированные абсцессы) уменьшались на 95% у кроликов, которым надевали плотно прилегающие трех-шестислойные марлевые маски, по сравнению с теми, кто кому этого не делали. Поэтому многие из тканевых масок, используемых в настоящее время, вероятно, имеют полезные уровни фильтрации для человека, носящего их.
При каком темпе использования маски становятся полезными?
Маски вводились в разное время в разных штатах США, создавая естественный эксперимент. Ежедневный темп роста COVID-19 снизился на один процент в первые пять дней и на два процента через 21 день после введения масок. Эти последствия не малы: они составляют от 16 до 19% последствий других, гораздо более агрессивных мер (закрытие школ, запреты на проведение собраний, закрытие ресторанов, баров и развлекательных заведений).
Это говорит о том, что тканевые маски того типа, которые в настоящее время доступны, имеют потенциал для снижения передачи инфекции. Исследователи прогнозировали, что увеличение использования масок в сочетании с усилением социального дистанцирования сократит глобальную смертность на три четверти миллиона человек до конца 2020 года.
Есть ли еще какие-то преимущества в ношении маски?
Новая гипотеза, выдвинутая исследователями из Калифорнийского университета (University of California) в Сан-Франциско, предполагает, что тканевые маски уменьшают вероятность попадания инфекций к человеку.
Эпидемиологические данные об этой пандемии свидетельствуют, что при ношении масок общая тяжесть заболевания снижается. Доля инфицированных, которые остаются бессимптомными, выше, а вероятность смерти ниже.
Эксперименты на мышах с использованием коронавирусов MERS-CoV (ближневосточный респираторный синдром) и SARS-CoV-1, вызвавших вспышку атипичной пневмонии в 2003 году, показали дозозависимость. У хомяков, разделенных хирургическими масками между клетками от хомяков, инфицированных SARS-CoV-2, тяжесть инфекции была снижена по сравнению с хомяками, не защищенными масками.
Таким образом, исследования показывают, что тканевые маски могут помочь бороться против COVID-19.
Научная статья по теме: Исследователи объясняют снижение смертности от COVID-19.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];