Что важнее: эгоизм или бескорыстность?

С тех пор как появились люди, забота о другом человеке важна для выживания. Не только личный интерес помог людям победить в эволюции. Группы людей, которые были предрасположены к сотрудничеству, заботе друг о друге и соблюдению социальных норм справедливости, как правило, выживали и расширялись по отношению к другим группам, тем самым позволяя этим просоциальным мотивациям распространяться.

Поэтому сегодня забота о себе и других людях способствуют нашему чувству справедливости. Вместе они способствуют сотрудничеству между не связанными между собой людьми, что широко распространено, но необычно по своей природе. Важнейший вопрос заключается в том, как люди уравновешивают эти две мотивации при принятии решений.

Ученые исследовали этот вопрос, сочетая задачи поведенческой экономики с методами нейровизуализации, которые позволяют наблюдать за тем, что происходит в головном мозге взрослых и детей. Исследователи обнаружили доказательства того, что люди заботятся и о себе, и о других, но главное – это «я».

Учиться быть справедливым

Дети с самого раннего возраста чувствительны к справедливости. Например, если вы дадите двум братьям и сестрам разное количество печенья, тот, кто получит меньше, скорее всего, закатит истерику. Очень маленькие дети в возрасте от 3 до 6 лет очень чувствительны к проблемам равенства.

По мере взросления у детей развиваются способности думать о других и заботиться о социальных нормах. Вскоре они начинают понимать принцип «справедливости» – «справедливое» распределение может быть неравным, если оно учитывает потребности людей, их усилия или заслуги. Например, брат или сестра, которые делают больше работы по дому, могут иметь право на большее количество печенья. Этот сдвиг в сторону равенства, по-видимому, универсален для людей и следует сходным закономерностям в разных культурах.

Интересно, что требуется несколько лет развития, прежде чем собственное поведение детей догонит их понимание справедливости – например, когда они предпочитают распределять ресурсы более равномерно, а не отдавать приоритет своим собственным выгодам.

Чтобы исследовать, как развивающийся головной мозг детей направляет их понимание справедливости, были приглашены дети в возрасте от 4 до 8 лет. Им изучили мозговую активность с помощью неинвазивной электроэнцефалографии, когда они наблюдали, как взрослый делит 10 наград – например, конфеты, монеты или наклейки – между другими детьми. Распределение может быть справедливым (5:5), слегка несправедливым (7:3) или очень несправедливым (10:0).

Поначалу мозговая активность детей выглядела одинаково независимо от того, наблюдали ли они слегка несправедливое или очень несправедливое распределение лакомств. Через 400 миллисекунд электрическая активность мозга детей, видевших слегка несправедливое деление 7:3, изменилась и стала похожа на реакцию мозга детей, видевших совершенно справедливое деление 5:5.

Ученые интерпретировали результаты так, что мозг ребенка использовал это короткое время задержки, чтобы понять, почему взрослый раздавал угощения немного несправедливо, а затем решили, что это было справедливо. Кроме того, дети, чьи паттерны мозговой активности были наиболее различны при просмотре справедливых и несправедливых распределений, с наибольшей вероятностью использовали заслуги и потребности.

Таким образом, записи ЭЭГ показывают, что даже 4-летние дети ожидают, что распределение будет абсолютно равным, что имеет смысл, учитывая их естественное предпочтение равенства. Когда дети, особенно после 5 лет, наблюдают, как взрослый делает совершенно несправедливое распределение, они пытаются понять, почему это может быть так.

Сначала я, потом ты

В своей повседневной взрослой жизни вы сталкиваетесь с решениями, которые влияют не только на вас самих, но и на других людей. Вы поможете незнакомцу донести сумку и опоздать на ваш автобус? Вы возьмете большой кусок пирога и оставите маленький для коллеги, который придет позже? Как люди уравновешивают личные интересы и справедливость по отношению к другим, когда эти мотивы конфликтуют?

Чтобы ответить на этот вопрос, были приглашены участники, чтобы сыграть в экономическую игру. В каждом раунде анонимный претендент делил 12 долларов между собой, участником и другим игроком. Участник мог принять решение распределить деньги между другими игроками или отказаться от распределения, то есть никто ничего не получит. Пока участники принимали решение, им измеряли нейронную активность с помощью ЭЭГ и ФМРТ. Функциональная магнитно — резонансная томография выявляет активные области мозга путем картирования кровотока. Претендент был фактически компьютером, который позволял манипулировать справедливостью предложений. Исследователи обнаружили, что и справедливость для себя, и справедливость для других важны для решений участников, но люди готовы терпеть предложения, которые были несправедливы по отношению к другим, если они сами получали несправедливое предложение.

Ученые решили узнать, чувствительны ли одни и те же области мозга к личным интересам и заботе о других. Популярная концепция когнитивной науки состоит в том, что мы способны понимать других людей, потому что используем те же части нашего мозга, чтобы понять себя. Идея состоит в том, что мозг активирует и управляет этими общими представлениями в зависимости от поставленной задачи.

Но в ходе исследований обнаружилось, что в мышлении о справедливости для себя и других участвуют не общие области мозга, а отдельные мозговые сети. Ученые решили проверить, можно ли, глядя на сигналы мозга, предсказать, какое предложение получил участник. Мы могли бы надежно декодировать сигнал в нескольких мозговых сетях, который соответствовал бы справедливости для себя, то есть: «получил ли я хотя бы треть от 12 долларов?» И эта ориентация на собственные интересы доминировала на ранних стадиях принятия решений.

В целом эти результаты свидетельствуют о том, что люди сначала отдают приоритет своим собственным выгодам и только потом интегрируют то, как их варианты влияют на других людей. Таким образом, в то время как люди заботятся о других, эгоизм это хорошо, даже в поведенческих экономических играх. Как только люди получают свою справедливую долю, они готовы быть справедливыми к другим. Вы с большей вероятностью поможете незнакомке с ее сумкой, если будете знать, что через 10 минут будет другой автобус, а не через час.

Изучение более сложных сценариев

В повседневной жизни люди редко просто реагируют, как в игре. Исследователей интересует, что происходит, когда человек должен принимать решения, связанные с другими людьми, например, делегировать обязанности между членами команды, или когда человек имеет ограниченные полномочия лично влиять на то, как распределяются ресурсы, например, в государственных расходах.

Одним из следствий работы является то, что, когда люди хотят достичь компромисса, важно обеспечить, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным. Человеческая природа состоит в том, что вы позаботились о себе, прежде чем рассматривать потребности других.

Статья по теме: Психопатия: что приводит к патологическому эгоизму?