Исследователи из Университета Джорджии (University of Georgia) выяснили, что дети, которые чувствуют себя в школе в безопасности и ощущают заботу, чаще ведут активный образ жизни.
Работа опубликована в журнале Frontiers in Public Health.
Учёные из Колледжа общественного здравоохранения Университета Джорджии (UGA College of Public Health) проанализировали ответы более 685 тысяч учеников средних и старших школ в возрасте от 11 до 17 лет.
Их интересовало, как эмоциональный климат школы — то, насколько дети чувствуют себя связанными с сообществом, получают поддержку и ощущают безопасность — влияет на их уровень физической активности.
Когда атмосфера важнее спортзала
«Мы видим тенденцию к снижению физической активности школьников — и в Джорджии, и во всём мире. Это тревожный сигнал», — отмечает ведущий автор исследования Биплав Тивари (Biplav Tiwari), аспирант кафедры эпидемиологии.
«Позитивная школьная среда не только помогает в учёбе, но и способствует здоровым привычкам, например, регулярной физической активности».
Результаты показали: ученики, которые чувствуют себя несчастными, незащищёнными или нежеланными в школе, реже занимаются спортом.
А вот среди тех, кто ощущал поддержку и связь с одноклассниками и учителями, каждый пятый повышал уровень активности по мере взросления и занимался физическими упражнениями не менее четырёх–пяти раз в неделю.
«Физически здоровые дети — это и дети с устойчивой психикой. А ведь психическое и физическое здоровье напрямую связано с академическими успехами», — добавляет соавтор работы, профессор Джанани Раджбхандари (Janani Rajbhandari), эксперт по политике в области здравоохранения.
Активность падает с возрастом — особенно у девочек
Несмотря на положительные корреляции, исследователи зафиксировали общий спад физической активности по мере взросления школьников.
Пик активности приходился на конец средней школы, после чего показатели снижались в старших классах.
Причиной частично стала система школьных требований: в Джорджии для старшеклассников достаточно пройти всего один курс физкультуры или здоровья, причём его можно завершить онлайн.
В результате участие в командных видах спорта становится основным (и часто единственным) источником движения.
Девочки оказались на 17% менее активны, чем мальчики, отмечают авторы.
«Подростковый возраст — это время, когда формируются привычки на всю жизнь. Здоровое поведение, заложенное в этом возрасте, имеет долгосрочные последствия», — подчёркивает Раджбхандари.
Школа как пространство здоровья
Учёные считают, что улучшение школьного климата может стать мощным инструментом в борьбе с низкой активностью и связанными с ней рисками — ожирением, гипертонией и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
«Важно, чтобы инвестиции в здоровье подростков продолжались. Наши данные показывают, что школы — ключевая площадка для формирования здорового образа жизни», — говорит Тивари.
«Позитивная школьная атмосфера должна восприниматься не как “дополнение”, а как часть стратегии по укреплению здоровья будущего поколения».
📘Литература:
Biplav Babu Tiwari et al, Physical activity level among male and female middle to high school students and impact of perceived school climate: a longitudinal analysis, Frontiers in Public Health (2025). DOI: 10.3389/fpubh.2025.1582693

Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики ООО «ВеронаМед» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей.
E-mail для связи – xuslan@yandex.ru;
