Не просто трава под ногами
То, что зелёные зоны рядом с домом полезны — вроде бы не новость. Но исследование учёных из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн (University of Illinois Urbana-Champaign) добавляет к этой картине неожиданные штрихи: оказывается, даже песочница и сарай во дворе могут повлиять на работу мозга маленького ребёнка. А ещё — на атмосферу в семье. Всё это не догадки, а результат анализа данных от сотен американских семей.
Материал опубликован в журнале «Children, Youth and Environments».
Где живёт интеллект? Под деревом.
Главный автор исследования — Саманта Ивински (Samantha Iwinski), научный сотрудник кафедры человеческого развития и семейных исследований, входящей в состав Колледжа сельского, потребительского и экологического образования Университета Иллинойса (University of Illinois). Она и её коллеги изучили, как наличие зелёных зон, песочниц, уличных сидений и прочих «мелочей» вроде сараев влияет на развитие так называемой исполнительной функции у детей.
Что это такое? По сути — это когнитивные инструменты, с помощью которых ребёнок управляет своим поведением, эмоциями и вниманием. Учёные делят их на два типа: «холодные» (рациональные, связанные с концентрацией и контролем) и «горячие» (эмоциональные, связанные с саморегуляцией и социализацией).
Методы исследования
Команда использовала данные от 435 семей из проекта STRONG Kids2 — долгосрочного исследования, охватывающего семьи и детей из среднеамериканских штатов. Эти данные они сопоставили с картами Google Earth, отмечая наличие рядом с домом таких элементов, как трава, деревья, песочницы, веранды, хозяйственные постройки и т.п.
Рассматривались самые разные типы жилья: от городских квартир до загородных ферм.
Что показали результаты?
Саманта Ивински (Samantha Iwinski) объясняет: «Если у ребёнка до двух лет во дворе есть дерево или песочница — к четырём годам у него лучше развита “холодная” исполнительная функция. Почему? Потому что дерево — это не просто тень, а объект для взаимодействия: потрогать, залезть, понаблюдать. А песок — это сенсорика, фантазия и исследование. Даже обычный сарай может означать наличие уличных игрушек — мячей, велосипедов, скакалок».
А вот «горячие» функции, связанные с эмоциями, укреплялись при наличии террасы или… фермерского образа жизни. Да-да, дети, живущие на фермах, к 5 годам демонстрировали более развитые навыки саморегуляции.
«Возможно, дело в том, что в сельской местности люди чаще общаются, проводят время вместе. А веранды дают повод посидеть и поговорить всей семьёй», — предполагает Ивински (Iwinski).
Когда беспорядок — благо?
Интересное наблюдение: дети, живущие в условиях повышенного «домашнего хаоса» — например, в шуме или без чёткого режима — иногда, наоборот, показывали лучшие результаты по части адаптации и самоконтроля к 4 годам.
«Видимо, в таких условиях ребёнок вынужден быстрее учиться справляться, приспосабливаться. Формируется своего рода “когнитивная закалка”», — говорит Ивински (Iwinski).
Но важно: это не универсальный рецепт. Общая тенденция всё же такова — чем больше природы и порядка, тем лучше. Меньше стресса, больше ресурса — и у детей, и у взрослых.
Что с этим делать?
По словам Саманты Ивински (Samantha Iwinski), проблема в том, что доступ к природе есть далеко не у всех. «Наименьшее количество зелёных зон — у семей с низким доходом. Именно они сильнее страдают от “природной депривации”. Это неравенство надо преодолевать».
И речь не только о детях. Прогулки, игры на свежем воздухе, элементарное «давай выйдем и побросаем камешки» — всё это восстанавливает психику и укрепляет связь внутри семьи.
«Родители могут начать с простого: показать, как быть на улице. Не просто сказать «иди погуляй», а сказать: «Смотри, сегодня мы строим город из палок, а завтра копаем туннели в песке». Это помогает и ребёнку, и взрослому почувствовать себя живыми», — отмечает Ивински (Iwinski).
Вместо послесловия
Итак, если у вас есть дерево под окном — это не просто украшение. Это, возможно, маленькая инвестиция в интеллект вашего ребёнка. А если ещё и песочницу добавить — будет уже почти нейробиологическое достижение.
Так что, может, стоит выйти во двор?
Литература:
Samantha J. Iwinski et al, Growing Minds: The Role of Family Residence Green Spaces and Household Chaos on Children’s Executive Function, Children, Youth and Environments (2025). DOI: 10.1353/cye.2025.a959179

Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики ООО «ВеронаМед» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей.
E-mail для связи – xuslan@yandex.ru;