Дети лучше себя чувствуют, когда зависят друг от друга

Новые исследование показывают, что дети с большей вероятностью контролируют непосредственные побуждения, когда полагаются друг на друга, чтобы получить вознаграждение. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Psychological Science. По словам исследователей, результаты экспериментов показали, что дети более склонны откладывать удовлетворение по причинам сотрудничества, чем для индивидуальных целей.

Актуальность исследования

Для исследования ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology) использовали модифицированную версию «теста на зефир», классического психологического эксперимента, предназначенного для изучения способности маленьких детей сдерживать удовлетворение. В классическом эксперименте детей дошкольного возраста проводили в комнату, где на стол ставили зефир или другое лакомство. Детям говорили, что можно съесть угощение сразу, либо подождать, пока экспериментатор, который должен был выйти из комнаты, вернется, и в этом случае участники эксперимента получили бы второе угощение. Около трети детей смогли подождать второе угощение до 15 минут.

Материалы и методы исследования

В своем исследовании приняли участие более 200 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Исследователи предложили детям сыграть в игру с воздушными шарами, затем отправляли каждого участника в отдельные комнаты и положили печенье. Но вознаграждение дополнительным печеньем зависело от терпения обоих участников перед лакомством. Ученые назвали это условием взаимозависимости. Чтобы выявить культурные различия в ответах, ученые проверили детей в лаборатории в Германии и отправились в школы в Кении, чтобы проверить детей из племени Кикуйю (Kikuyu).

Результаты научного исследования

В обоих случаях дети из племени Кикуйю чаще откладывали удовлетворение по сравнению с детьми из Германии. Но в двух культурах значительно больше детей откладывают прием первого печенья в условиях взаимозависимости по сравнению с участниками одиночками.

«Тот факт, что мы получили эти результаты, даже если дети не могли видеть и общаться друг с другом, свидетельствует о сильных мотивационных последствиях. Простое пребывание в кооперативном контексте имеет важное значение для детей с самого начала развития», – говорит Себастьян Грюнайзен (Sebastian Grueneisen).

Выводы

Ученые предполагают, что у детей с раннего возраста развивается чувство ответственности перед своими социальными партнерами.

«В этом исследовании дети, возможно, были мотивированы отсрочить удовлетворение, поскольку они чувствовали, что не должны подводить своего партнера, и что если бы они это сделали, их партнер имел бы право привлечь их к ответственности» – резюмирует Ребекка Кумен (Rebecca Koomen).

Авторы другого исследования утверждают, что дети в два раза чаще потребляют здоровую пищу после просмотра кулинарных шоу.