Дисграфия — это неспособность к обучению, характеризующаяся трудностями письма, такими как нарушение почерка, плохая орфография и проблемы с выбором правильных слов для использования.
Дисграфия может поражать детей и взрослых. Дети с дисграфией могут иногда иметь другие нарушения в обучении или расстройства. Когда это происходит во взрослом возрасте, это обычно является следствием травмы или инсульта, и врачи называют это аграфией.
Виды дисграфии
Дислексическая дисграфия
При этой форме дисграфии написанные слова неразборчивы, особенно в процессе письма. Орфография плохая, хотя мелкая моторика человека нормальная. Несмотря на название, человек с дислексической дисграфией не обязательно имеет дислексию.
Моторная дисграфия
При моторной дисграфии у человека плохо развита мелкая моторика. Письменные работы, как правило, неразборчивы. При крайнем усилии короткие образцы письма могут быть несколько разборчивы. Орфографические способности обычно находятся в пределах нормы.
Пространственная дисграфия
Пространственная дисграфия является результатом проблем с пространственным сознанием. Это может проявляться как трудность удержаться в пределах строк на листе бумаги или использовать правильное количество интервалов между словами. Все формы почерка и рисунков неразборчивы. Орфографические навыки обычно не нарушаются.
Симптомы дисграфии
Дисграфия может вызывать различные симптомы в разном возрасте у детей.
Симптомы также зависят от типа дисграфии, которые наблюдаются у человека. У некоторых людей может быть только плохой почерк или только плохая орфография, в то время как у других будет и то, и другое.
Признаки и симптомы могут включать в себя:
- плохой или неразборчивый почерк
- неправильное или нечеткое написание
- сочетание письменных и печатных стилей письма
- использование неверных слов
- исключение слова из предложения
- медленная скорость записи
- усталость после написания коротких абзацев
- неподходящий размер письма
- неправильный интервал между буквами
- трудности с грамматикой и структурой предложений
- необычное положение тела или рук при письме
- произношение слов вслух, когда человек их записывает
- наблюдение за руками во время письма
- необычный захват карандаша
- избегание задач, связанных с письмом или рисованием
Те, кто страдает дисграфией, зачастую имеют другие проблемы с обучаемостью или психическим здоровьем. Иногда проблема с дисграфией может привести к тревоге и снижению самооценки.
Диагностика дисграфии
В диагностике дисграфии зачастую участвуют несколько специалистов, в том числе семейный врач или педиатр, трудотерапевт и психолог. Врач должен будет исключить другие состояния, которые могут вызвать трудности с написанием. Как только он это сделает, психолог, специализирующийся на расстройствах обучения, сможет диагностировать дисграфию. Для этого он будет использовать:
- академические тесты
- выявление проблемы с мелкой моторикой
- тесты на IQ
- написание предложений или копирование слов
Во время этих тестов специалист будет наблюдать за захватом карандаша, положением рук и тела человека, а также процессом письма. Он также проверит наличие признаков дисграфии.
Лечение дисграфии
Нет лекарственных средств против дисграфии, но люди могут научиться управлять своими симптомами, чтобы сделать учебу и жизнь менее сложными.
Методы лечения могут включать в себя:
Лекарственные средства против сопутствующих состояний
Люди, у кого есть как дисграфия, так и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), могут заметить улучшения обоих состояний, когда принимают лекарственные средства против СДВГ.
Трудотерапия
С помощью трудотерапии можно научиться определенным навыкам и техникам, облегчающим написание текстов. Человек может совершенствовать свою мелкую моторику и заново научиться держать ручку или карандаш, чтобы улучшить письмо.
Почему так важен диагноз?
Диагностика дисграфии и других нарушений обучения позволяет человеку получить доступ к лечению и поддержке. Поддержка близких и учителей могут существенно изменить жизнь людей с дисграфией. Многие школы, например, предлагают специальные условия для обучения и оценки лиц с дисграфией. Чем раньше человеку ставят диагноз, тем раньше он может получить лечение и реализовать стратегии, направленные на его обучение и повседневную жизнь. Без лечения дисграфия может повлиять на перспективы человека, его самооценку и психическое здоровье.
Когда нужно обратиться к специалисту
Следует обратиться к специалисту, если человек считает, что у него или у ребенка есть признаки дисграфии. Возможно, сначала необходимо обратиться к педиатру или терапевту, который может дать направление к специалисту.
Заключение
Дисграфия — это неспособность к обучению, которая вызывает проблемы с почерком и орфографией. Это может оказать значительное влияние на жизнь отдельных людей. Однако лечение и соответствующие вмешательства могут помочь людям справиться с симптомами и уменьшить влияние дисграфии на их жизнь.
Статья по теме: Что нужно знать о нарушениях обучения у детей.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];