Ученые из Национального когортного исследования о рождении изучили более 1 миллиона беременностей в Финляндии и обнаружили, что повышенный уровень метаболита запрещенного инсектицида ДДТ в крови беременных женщин связан с повышенным риском аутизма у потомства.
Связь инсектицида с аутизмом
Это исследование было опубликовано международной исследовательской группой, возглавляемой учеными из Школы общественного здоровья Мэйлмен в Колумбийском университете (Columbia University’s Mailman School of Public Health) в научном журнале American Journal of Psychiatr. Исследование, проведенное в сотрудничестве с учеными из Университета Турку (University of Turku) и Национальным институтом здоровья и благосостояния (National Institute of Health and Welfare) в Финляндии, является первым, которое связало инсектицид с риском аутизма с использованием биомаркеров материнской крови.
Материалы и материалы обследования
Исследователи выявили 778 случаев детского аутизма среди детей, родившихся с 1987 по 2005 год. Они сравнивали пары матерей и детей, больных аутизмом, с контрольным потомством матерей и потомков без аутизма. Материнская кровь, взятая во время ранней беременности, была проанализирована на DDE, метаболит ДДТ и ПХБ, другой класс загрязнителей окружающей среды.
Результаты научной работы
Исследователи обнаружили, что шансы аутизма с умственной неполноценностью у потомства увеличились более чем в два раза при уровне ДДЕ в крови матери. Для общей выборки случаев аутизма шансы были почти на треть выше среди потомков, у матерей которых были повышенные уровни ДДЕ. Выводы устанавливались с учетом факторов риска, таких как материнский возраст и психологический анамнез. Связь между уровнем ПХБ у матери и аутизмом отсутствовала.
Хотя ДДТ и ПХД были широко запрещены во многих странах более 30 лет назад, включая США и Финляндию, они сохраняются в пищевой цепи, потому что их распад происходит очень медленно, в течение нескольких десятилетий, что пагубно влияет на население. Эти химические вещества переносятся через плаценту в концентрациях, превышающих концентрации, наблюдаемые в крови матери.
«Мы знаем, что эти химические вещества были распространены в давно ушедшей эпохе опасных токсинов 20-го века», — говорит автор исследования Алан С. Браун (Alan S. Brown), сотрудник кафедры эпидемиологии и психиатрии в Школе общественного здравоохранения Мэйлмен в Колумбийском университете. «К сожалению, они все еще присутствуют в окружающей среде и находятся в нашей крови и тканях. У беременных женщин они передаются развивающемуся плоду. Наряду с генетическими и другими факторами окружающей среды наши данные свидетельствуют о том, что пренатальное воздействие токсина ДДЕ может быть пусковым механизмом развития аутизма».
Исследователи предлагают две причины того, что материнская подверженность ДДЕ была связана с аутизмом, в то время как концентрация ПХБ не обнаруживалась. Во-первых, материнская ДДЕ связана с низким весом при рождении, хорошо реплицированным фактором риска аутизма. Напротив, воздействие ПХБ не связано с низким весом при рождении. Во-вторых, они указывают на связывание рецепторов андрогенов, ключ к процессу развития нервной системы.
Выводы
Ученые, проведя исследование на крысах, показали, что ДДЕ ингибирует связывание рецептора андрогена, что способствует развитию аутизма. Напротив, ПХБ увеличивает транскрипцию андрогеновых рецепторов.
Авторы другого исследования утверждают, что ДДТ связан с повышенным риском рака молочной железы.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];