Расстройство развития речи (РРР) является одним из распространенных расстройств, встречающихся у детей. У 7% детей РРР встречается в 20 раз чаще, чем аутизм.
РРР часто выявляют у детей позднего дошкольного возраста, но может быть обнаружено у детей школьного возраста. Во многих странах предпринимаются усилия по повышению осведомленности о нарушении речи.
Высокая распространенность, низкая осведомленность
До принятия термина РРР нарушения речи у детей имели множество названий, что вызывало путаницу. РРР может возникать либо как часть более общего состояния, такого как синдром Дауна, либо как расстройство, в первую очередь влияющее на речь, это может затруднить выявление конкретных эффектов РРР.
Но самая большая причина может заключаться в том, что РРР зачастую не выглядит как языковая проблема. Симптомы расстройства варьируются у разных детей.
РРР ассоциируется с неправильной речью — ошибками в предложениях, например, включающих множественное число или глагольные времена. Многие исследователи пытались понять природу РРР, анализируя паттерны ошибок. Однако с возрастом дети с РРР перестают делать грамматические ошибки, и во многих языках грамматические ошибки не являются характерной чертой данного расстройства.
Дети с РРР имеют меньший словарный запас, больше трудностей в понимании и использовании сложного языка, тонкостей и нюансов, а также социальных правил языка. Если ваш ребенок плохо учится в школе, и у него проблемы с чтением, причиной может быть РРР.
Ближайшие и отдаленные эффекты
Речь занимает центральное место почти во всей человеческой деятельности. Неудивительно, что РРР имеет разнообразные и далеко идущие последствия. Помимо непосредственного дискомфорта, РРР может затруднить общение ребенка с другими людьми.
Дети с РРР при поступлении в школу более подвержены риску трудностей чтения и письма, проблем с психическим здоровьем и даже безработицы в возрасте тридцати лет. Конечно, это не означает, что все люди с РРР будут испытывать постоянные трудности, но существует значительный риск того, что они возникнут.
Существуют различные способы лечения, позволяющие улучшить языковые навыки детей и подростков с РРР. Мероприятия могут быть направлены на стимулирование общих языковых навыков или на целевую область языка, такую как лексика или синтаксис, в зависимости от возраста и индивидуальных потребностей. Индивидуальные или групповые занятия с логопедом являются наиболее распространенным подходом. Интенсивность (частота и продолжительность сеансов) и длительность лечения является важным фактором в достижении результатов и поддержании их.
Исследования позволяют глубже понять скрытую природу этого расстройства. Дети с РРР рассказывают, что люди часто кричат на них, когда они не понимают или заставляют их повторять что-то снова и снова.
В то время как странный способ общения ребенка может быть первым, что поражает слушателя, дети предпочитают представлять себя компетентными и симпатичными; им не нравится, когда их различия замечаются или являются источником поддразнивания. В ходе интервью детей 5 и 6 классов, они сообщали о трудностях с дружбой и об изоляции, которая возникает из-за их проблем в общении.
Одна 11-летняя девочка с расстройством речи рассказала: «У меня не так уж много друзей. Я много времени провожу в одиночестве».
Это подчеркивает необходимость повышения осведомленности и адекватной поддержки детей с нарушениями развития речи и их семей.
Научная статья по теме: пол и гены играют важную роль в задержке речи у ребенка.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];