Френология: псевдонаука о формах черепа

Некоторые мыслители и врачи XVIII и XIX веков считали, что форма черепа человека может дать ключ к пониманию его психологии. В XVIII веке в Европе появилась новая «наука» – френология. Эта наука утверждала, что опытный френолог сможет определить психологические наклонности и черты личности человека, просто изучив форму его черепа.

Основатель френологии

Первым, кто популяризировал френологию, был врач Франц Иосиф Галль (Franz Joseph Gall, 1758-1828). Он полагал, что форма мозга человека поможет определить его личность, и что это также повлияет на форму черепа. Френология развивалась и жила своей собственной жизнью на протяжении 18-го и 19-го веков вплоть до своего окончательного упадка на рубеже веков. Эта псевдонаука была особенно проблематичной, но она фактически способствовала развитию нейробиологии. 

Кто является основателем френологии?

Галль не называл эту науку «френологией». Этот термин вошел в употребление позже, в начале 1800-х годов, его ввел британский врач Т. И. М. Форстер (T. I. M. Forster). Однако именно Галль предложил основу для этой науки. Он писал о «возможности различать некоторые предрасположенности и склонности индивида по форме головы и черепа». Галль верил не только в то, что форма черепа содержит подсказки о чьих-то «предрасположенностях», но и в то, что каждая область мозга связана с различными характеристиками. По его мнению, это было справедливо как для животных, так и для людей, хотя он считал, что люди обладают более разнообразными умственными и эмоциональными способностями.

Галль считал: «Существует 27 различных высших функций или способностей ума. Многие из этих функций, такие как любовь к потомству и память о местоположении, люди разделяют с животными; некоторые функции, включая остроумие, поэзию и религию, являются исключительно человеческими».

Другие «способности», описанные Галлом, включают:

  • «инстинкт размножения»  
  • гордость, или “высокомерие, возвышенность”
  • память вещей, фактов, “обучаемость, совершенство”
  • талант к живописи
  • талант к музыке
  • «факультет отношений чисел»
  • «факультет разговорной речи» или «филологический талант»

Галль также утверждал, что два полушария мозга практически взаимозаменяемы и выполняют сходные функции. Он также полагал, что если одно полушарие получит повреждение, то другое сможет компенсировать его.

Френология и Джордж Комб

На протяжении всего XIX века гипотеза Галла широко распространилась по Европе и Северной Америке. Отчасти это произошло благодаря серии лекций, которые он читал вместе со своим протеже, врачом Иоганном Каспаром Шпурцхаймом (Johann Kaspar Spurzheim), а отчасти благодаря другим адептам френологии, подхватившим его идеи. Одним из таких адептов был шотландский юрист и френолог Джордж Комб (George Combe) (1788-1858), который писал об этой лженауке в различных книгах, включая «Элементы френологии» (Elements of Phrenology), которую опубликовал в 1824 году. В этой книге Комб также излагает точку зрения о том, что разные области мозга играют разные роли.

« Головной мозг является органом ума, следующий вопрос заключается в том, является ли он отдельной частью, проявляющей весь ум в равной степени, или совокупностью частей, каждая из которых подчиняется определенной ментальной силе. Все явления находятся в противоречии с первым и в гармонии со вторым, или френологическим взглядом», – писал он.

«Мозг должен быть комбинацией частей, выполняющих различные функции», – утверждал Комб. 

Для этого у него было пять причин: 

  1. «Все силы ума неодинаково развиты в одно и то же время, но проявляются последовательно в разные периоды жизни».
  2. Человек, обладающий музыкальным талантом, может быть не очень искусен в живописи, и наоборот, предполагается, что разные таланты «обитают» в разных областях мозга, которые могут быть более или менее развиты.
  3. «Во сне одна или несколько способностей бодрствуют, в то время как другие спят; и если бы все они действовали через один и тот же орган, они не могли бы одновременно находиться в противоположных состояниях».
  4. Психиатрические проблемы влияют на определенные формы поведения и функции, а не на другие, каждая “способность” связана с другой областью мозга.
  5. «Искусственные повреждения мозга не влияют на все умственные способности».

Сообщается, что Комб настолько верил в точность френологических оценок, что женился на своей жене только после того, как они оба прошли такое обследование, чтобы определить, подходят ли они друг другу.

Марк Ренневилл о френологии

По словам историка Марка Ренневилля (Marc Renneville), «Френология была на пике своей популярности в 1830-х годах», когда люди во Франции, Великобритании, Испании, Германии, скандинавских странах и Соединенных Штатах широко обсуждали ее идеи. Однако Ренневиль также отмечает, что во второй половине 19 века френология уже потеряла свою популярность. Он пишет, что «методы пальпации, используемые френологами, постепенно стали ассимилироваться с различными гадательными «науками», практикующими теми, кто торговал надеждами и обещаниями на передвижных ярмарках и выставках страны».

Френология и сексизм

Хотя идеи, которые выдвинула френология, возможно, были захватывающими в то время, и хотя эта псевдонаука действительно способствовала некоторому реальному научному прогрессу в понимании того, как работает мозг, она также способствовала укреплению некоторых дискриминационных понятий.

Во-первых, френология считала, что черепа мужчин и женщин, а следовательно, их мозг и умственные способности сильно различаются. Отношения френологии с женщинами были обоюдоострым мечом. С одной стороны, историки отмечают, что эта “наука” была более открыта для женщин-практиков, чем большинство других научных областей в 19 веке, которые были исключительно для мужчин.

В то же время френологические трактаты подчеркивали, каким образом женские черепа якобы отличаются от мужских, что это было связано с определенными качествами, присущими женщинам, которые не были естественно присущи мужчинам.

Цитируя американского френолога 19-го века Орсона Фаулера (Orson Fowler) (1809-1887), историк Карла Биттель (Carla Bittel) объясняет, что там, где «мужчины отличались твердостью, силой, самоуважением, смелостью, воинственностью и разрушительностью; женщины были известны своей изысканностью, эмоциональностью, восприимчивостью и «преданностью потомству», а также своей скрытностью, искусственностью и нервозностью».

Френология и расизм

Некоторые также использовали френологию, чтобы поддержать научный расизм — то есть злоупотребление научными и псевдонаучными идеями, чтобы утверждать, что одна раса превосходит другие. Например, в 19 веке в США врач Чарльз Колдуэлл (Charles Caldwell) (1772-1853) использовал френологические идеи в поддержку рабства. Он утверждал, что люди африканского происхождения неравны с европеоидами по своей психической конституции, основанной только на форме их черепов.

Другие врачи, такие как Сэмюэл Джордж Мортон (Samuel George Morton) (1799-1851), утверждали нечто подобное о популяциях американских индейцев, чтобы оправдать их вытеснение с территорий, где они первоначально жили.

Френология – предок нейробиологии

Несмотря на то, что френология не является научно жизнеспособной, некоторые из ее основных идей проложили путь к развитию реальной научной области – нейробиологии. Например, некоторые из первоначальных представлений Галла о том, как различные области мозга связаны с различными функциями, были важны для формирования нового понимания того, как работает мозг.

В статье, опубликованной в журнале Surgical Neurology, отмечается, что Галль построил на ранее использовавшихся методах вскрытия мозга способ, позволивший ему наблюдать анатомию мозга с большей точностью. 

Авторы пишут: «До времени Галла, рассечение мозга было выполнено грубым разрезанием, которое, очевидно, исключало какое-либо существенное отслеживание нервов».

Некоторые исследователи теперь утверждают, что работа Галла имела решающее значение для открытия феномена афазии — то есть неспособности или трудности понять язык или сформулировать связную речь из-за повреждения определенной области мозга. Человек, чье имя наиболее тесно связано с открытием области мозга, связанной с языком и речью, – это французский врач Поль Брока (Paul Broca) (1824-1880). Он дал свое имя области мозга, участвующей в речи, после описания двух пациентов, которые пережили травмы данной области мозга, после которой они были неспособны сформулировать речь.

Открытие Брока произошло не в вакууме, а в контексте уже существующих дебатов о локализации речи в мозге. Центральной фигурой в этой дискуссии был французский врач Жан-Батист Буйо (Jean-Baptiste Bouillaud) (1796–1881), изучавший труды Галля о человеческом мозге. 

21 февраля 1825 года Буйо представил свою работу, демонстрирующую, что потеря речи является результатом поражения передних долей мозга, и подтверждающую мнение Галля о месте расположения органа членораздельной речи. Более поздние открытия о расположении речевой функции в мозге обязаны оригинальным идеям Галла. 

«Мы знаем, что приписывание языка лобным долям было получено из локализации Галла», – пишут исследователи.

Но все же странные и противоречивые подходы, такие как френология, способствовали открытию новых возможностей для исследования тайн человеческого разума.

Статья по теме: Какой была древнеегипетская медицина?