Геймифицированное приложение для отслеживания сна улучшает сон и способствует снижению индекса массы тела у некоторых пользователей

Мобильные приложения, интегрирующие игровые элементы для мониторинга здоровья, набирают популярность. В новом исследовании, опубликованном в журнале «Sleep Health«, ученые из Университета Цукубы (University of Tsukuba) обнаружили, что использование геймифицированного приложения для отслеживания сна приводит к улучшению качества сна и снижению индекса массы тела (ИМТ) у некоторых пользователей.

Методология

В исследовании приняли участие 2063 человека, которые использовали мобильное приложение для отслеживания сна Pokémon Sleep (Pokémon, Inc.) и приложение для диеты и управления весом ASKEN (Asken, Inc.) в течение 90 дней. Участники, использовавшие приложения не менее 90 дней, были оценены по четырем ключевым параметрам сна: общее время сна, латентность сна (время, необходимое для засыпания), процент пробуждений после начала сна (%WASO) и время отхода ко сну. Также изучалась связь этих изменений с индексом массы тела.

Результаты

Среднее общее время сна увеличилось на 0,8 часа (48 минут), с 5,5 до 6,3 часов. Хотя изменения на уровне группы в других параметрах сна были незначительными, на индивидуальном уровне были отмечены улучшения: 45,3% участников увеличили общее время сна, 18,1% – улучшили латентность сна, 24,4% – снизили %WASO и 21,3% – скорректировали время отхода ко сну.

Особенно важным оказалось, что пользователи, улучшившие общее время сна, латентность или время отхода ко сну, также продемонстрировали снижение ИМТ. Наиболее значимое снижение ИМТ наблюдалось у тех, кто улучшил латентность сна.

Рекомендации

Результаты исследования показывают, что геймификация в приложениях для отслеживания сна может не только улучшить качество сна, но и способствовать снижению веса. Для подтверждения этих выводов и изучения долгосрочных эффектов необходимы дальнейшие исследования.

Заключение

Использование геймифицированных приложений для мониторинга сна может стать эффективным инструментом для улучшения качества жизни и здоровья.

Эти результаты предполагают, что включение геймификации в приложения для отслеживания сна может не только улучшить поведение сна, но также может способствовать улучшению управления весом. Дальнейшие исследования требуются для изучения долгосрочного воздействия и основных механизмов таких вмешательств.

Литература:
Masao Iwagami et al, Temporal changes in sleep parameters and body mass index after using a sleep-tracking app with gamification, Sleep Health (2025). DOI: 10.1016/j.sleh.2025.03.001