Интересные медицинские исследования 2022 года

Хотя 2020 и 2021 годы, возможно, остались в коллективной памяти как два интенсивных пандемических года, 2022 год также был насыщен событиями.

В отчете Google «Год в поиске» указаны некоторые из самых насущных проблем людей в глобальном масштабе  за 2022 год. Одной из них является эпидемия обезьяньей оспы, которую Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила в августе «чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение».

В 2022 году также произошло множество достижений в области медицинских исследований: от нового способа оценки потенциальных симптомов деменции, который может помочь ее диагностировать на 9 лет раньше, чем текущий стандарт, до открытия молекулы, имитирующей инсулин, которая может в будущем помогать лечить диабет.

Расскажем о некоторых основных научных работах 2022 года по медицине.

Исследования деменции в 2022 году

Этот год был очень насыщенным для исследований деменции. 55 миллионов человек во всем мире живут с различными формами деменции, наиболее распространенной формой которой является болезнь Альцгеймера. Хотя существуют методы лечения, направленные на симптомы деменции, такие как потеря памяти и тревожность, в настоящее время нет излечения от болезни Альцгеймера и связанных с ней нейродегенеративных состояний. Одна вещь, которая поможет исследователям найти более эффективные методы лечения для предотвращения или замедления прогрессирования симптомов деменции, — это выяснить ее истинную причину и механизмы, которые ее вызывают.

Споры об «амилоидной гипотезе»

В 2006 году ученые опубликовали в научном журнале Nature исследование, где заявили об «амилоидной гипотезе», согласно которой избыточное накопление бета-амилоидного белка в головном мозге образуют липкие амилоидные бляшки, нарушающие связь между нейронами. Это в значительной степени отвечает за основные симптомы деменции, такие как проблемы с памятью и мышлением. С момента публикации статья в Nature была процитирована в более чем 2200 других научных работах, и амилоидная гипотеза легла в основу подавляющего большинства исследований деменции. Однако, в июле 2022 года сотрудник кафедры неврологии Университета Вандербильта (Vanderbilt University) заявил, что некоторые данные в исходном исследовании были изменены, что может повлиять на достоверность амилоидной теории. Хотя на сегодняшний день статья в Nature 2006 года не была отозвана, недавние заявления о неправомерных научных действиях вызвали бурю негодования среди экспертов по деменции и породили множество вопросов.

Один из вопросов: если статья действительно основана на неточностях, не сделает ли это недействительными некоторые результаты исследований деменции, о которых сообщалось до сих пор? Это не так, считают некоторые ученые.

Сара Имарисио (Sara Imarisio), руководитель отдела исследования болезни Альцгеймера в Великобритании, объяснила, что «выводы из статьи [Nature] были очень конкретными и, вопреки некоторым сообщениям, не оказали существенного влияния на ход или направление исследований болезни Альцгеймера».

«Даже для исследовательских групп, которые работают в этой конкретной области, результаты, которые нельзя воспроизвести, будут идентифицированы как спорные и потеряют доверие, в то время как подлинные результаты станут преобладать и определять направление будущих исследований», – утверждает доктор Сара Имарисио.

Действительно, некоторые данные об амилоидных бляшках кажутся верными, так как недавно разработанный препарат леканемаб, воздействующий на накопление бета-амилоида в головном мозгу, показал многообещающие результаты в недавних клинических испытаниях. Его разработчики надеются, что препарат будет одобрен для использования у людей старше 65 лет уже в следующем году.

Камар Амин-Али (Kamar Ameen-Ali) объяснил, в чем суть дела: бета-амилоид накапливается в головном мозге здоровых людей точно так же, как и у людей с симптомами деменции. Что делает этот белок разрушительным в одних случаях, но не в других, остается неясным. Это одна из причин, по которой исследования деменции не ограничиваются и никогда не останавливались на амилоидной гипотезе, какой бы влиятельной она ни была. Разногласия также говорят, что все больше и больше исследователей изучают альтернативные или дополнительные патологии при болезни Альцгеймера и других формах деменции, включая роль тау, другого белка, связанного с деменцией, который, по мнению некоторых ученых, может быть лучшим индикатором деменции.

Прогрессирование болезни Альцгеймера

В сентябре исследование на животных, результаты которого были опубликованы в PLOS Biology, показало, что воспаление головного мозга, вызванное дисфункцией гематоэнцефалического барьера, может быть вероятной причиной болезни Альцгеймера.

«Эти результаты могут оказать значительное глобальное влияние на миллионы людей, живущих с болезнью Альцгеймера», — комментирует профессор Уоррен Хардинг (Warren Harding).

А в ноябре 2022 года в исследовании, опубликованном в Nature, утверждалось, что истинной причиной симптомов болезни Альцгеймера может быть разрушительный отек вдоль аксонов, которые образуют связь между нейронами.

Исследования стволовых клеток

Одним из новых методов лечения деменции является терапия стволовыми клетками, которые являются своего рода клетками «чистого листа», дифференцироваться и «специализироваться» в клетки с различными функциями, тем самым обеспечивая здоровые клетки для замены тех, которые испытали некоторую степень «повреждения».

В 2022 году исследования стволовых клеток достигли больших успехов, и ученые изучают потенциал лечения стволовыми клетками многих неизлечимых или трудноизлечимых заболеваний. Например, в апреле 2022 года исследование, результаты которого были опубликованы в npj Regenerative Medicine, показало, как имплантация индуцированных плюрипотентных стволовых клеток крысам с двигательными симптомами, подобными болезни Паркинсона, помогла обратить эти симптомы вспять, заменив поврежденные нейроны.

Джеффри Кордауэр (Jeffrey Kordower) из Университета штата Аризона (Arizona State University) заявил, что они вселили в него «большую уверенность» в применимости лечения к пациентам-людям в будущем.

Еще одно событие в области терапии стволовыми клетками попало в прессу летом 2022 года, когда четвертый и самый старый пациент с ВИЧ и лейкемией достиг ремиссии после трансплантации стволовых клеток. Пациент, 66-летний мужчина, достиг длительной ремиссии ВИЧ через 3 года после трансплантации стволовых клеток по поводу лейкемии, представляющей собой рак крови и костного мозга.

«Когда в 1988 году мне поставили диагноз ВИЧ, я, как и многие другие, подумал, что это смертный приговор. Я никогда не думал, что доживу до того дня, когда у меня больше не будет ВИЧ», — заявляет пациент в заявлении для прессы.

Создание моделей эмбриона и мозга из стволовых клеток

В этом году исследования стволовых клеток также достигли других интригующих и широко обсуждаемых высот. В августе 2022 года две разные исследовательские группы сообщили об успешном создании моделей эмбрионов в лаборатории, используя для этого не сперму и яйцеклетки, а стволовые клетки. У моделей эмбрионов удалось развить рудиментарные структуры, включая бьющееся сердце, циркуляцию стволовых клеток крови, область головы со складками и зачатки кишечной трубки. Ученые также достаточно жизнеспособны, чтобы позволить исследователям глубже погрузиться в изучение эмбрионального развития. Подобные модели также могут помочь исследователям избежать экспериментов с потенциальными этическими последствиями.

Другим исследователям удалось создать органоиды мозга — модели мозговой ткани — из стволовых клеток в лаборатории. Такие модели могут помочь ученым узнать больше о редких неврологических состояниях, таких как микроцефалия, при которой размер мозга уменьшается по сравнению со здоровым мозгом. В широком смысле исследователи могли бы использовать модели ткани головного мозга, чтобы лучше понять, как вирусы, такие как SARS-CoV-2, могут атаковать и воздействовать на мозг, а также для дальнейших исследований деменции.

Как психоделики завоевывают популярность в исследованиях психического здоровья

Еще одно направление исследований, которое набирало обороты в 2022 году, — это использование психоделиков для лечения тревоги и депрессии. Во всем мире сотни миллионов людей живут с тревогой или депрессией, что может серьезно повлиять на качество их жизни. Стандартные методы лечения этих состояний психического здоровья включают психотерапию и когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), а также такие препараты, как ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) и ингибиторы обратного захвата серотонина-норэпинефрина (СИОЗСН), также известные как «антидепрессанты». Препараты помогают сбалансировать уровни ключевых химических веществ в головном мозге. Однако, по некоторым данным, до 30% взрослых, живущих с большим депрессивным расстройством, имеют резистентную к терапии депрессию, которая не поддается стандартным методам лечения. И около 50% взрослых с генерализованным тревожным расстройством не реагируют на лечение первой линии, такое как антидепрессанты.

В попытке найти более эффективные способы устранения симптомов трудноизлечимой депрессии и беспокойства исследователи обратились к противоречивому направлению исследований, а именно к психоделикам, особенно кетамину, ЛСД и псилоцибину.

Что работают психоделики?

Эти препараты по большей части незаконны для личного использования, но исследователи могут изучать их действие на людях под тщательным наблюдением в условиях клинических испытаний, и результаты некоторых из этих исследований были интригующими.

Адриан Жак Амброуз (Adrian Jacques Ambrose) из Колумбийского университета заявил: «При тревожном расстройстве, а также паническом расстройстве наблюдается гиперактивация того, что мы называем сетью страха. Под этим я подразумеваю определенные части мозга, включая таламус, миндалевидное тело, гиппокамп и полосатое тело».

А поскольку человеческий мозг склонен к негативизму, то есть склонен удерживать негативные воспоминания и эмоции, это может усугубить негативное мышление, возникающее при тревоге и депрессии. Доктор Эмброуз считает, что стандартные методы лечения, такие как антидепрессанты, не всегда могут работать «из-за отсутствия у них специфичности». Напротив, психофармакологические методы лечения могут «перенастроить» области мозга, вовлеченные в этот порочный круг негативных мыслей. Действительно, исследование, результаты которого были опубликованы в JAMA Psychiatry в октябре 2022 года, пришло к выводу, что кетамин может облегчить симптомы депрессии всего за 4 часа, «обновив» негативные убеждения людей с тяжелой депрессией о себе и будущем.

«Мы наблюдали за каждым пациентом до и после приема кетамина и обнаружили ранний когнитивный эффект на представления о будущем. Примечательно, что пациенты начали проявлять склонность к оптимизму при обновлении убеждений через 4 часа после первой разовой инфузии. Через неделю лечения оптимистический уклон в обновлении убеждений коррелировал с клиническим антидепрессивным эффектом», — утверждает автор исследования доктор Лиана Шмидт (Liane Schmidt).

А в ноябре исследователи показали, что разовая доза в 25 миллиграмм синтезированного препарата псилоцибина также облегчала симптомы резистентной к лечению депрессии, хотя точный способ воздействия псилоцибина на мозг остается неясным.

Хотя исследования указывают на то, что психоделики действительно могут помочь, когда речь идет о тяжелой тревоге и депрессии, все они сопровождаются рядом предостережений. В исследовании JAMA Psychiatry участники получали инфузии кетамина, что является специфическим методом введения. Они также регулярно получали антидепрессанты на протяжении всего периода исследования.

Гочуань Эмиль Цай (Guochuan Emil Tsai), эксперт по нейропсихиатрии, не участвовавший в исследовании, отметил: «Вливание кетамина доступно, но не широко используется. Обычно его назначают только при резистентной к лечению депрессии, и его введение можно проводить только в учреждениях, которые предлагают внутривенное вливание и могут наблюдать за пациентами. Это было бы похоже на центр диализа. Кетамин также является контролируемым веществом Списка III с неотъемлемыми рисками».

Хотя псилоцибин действительно помог уменьшить симптомы депрессии у большинства участников, примерно через неделю после лечения наиболее часто сообщаемыми побочными эффектами были суицидальные мысли и преднамеренное членовредительство.

«Это не развлекательный процесс и не похоже на самопомощь», — комментирует психиатр Дэвид Меррилл (David Merrill). «Это действительно нужно делать с профессионально подготовленными, лицензированными или сертифицированными практикующими врачами, которые понимают силу этих препаратов для создания состояния измененного сознания. Диссоциация, иногда даже галлюцинации, являются частью пути психоделиков, открывающего разум новым возможностям, но этот путь должен сопровождаться профессиональной помощью».

Итак, в ходе изучения психофармакологических методов лечения остается несколько вопросов: каковы наиболее безопасные дозы и способы доставки? Преимущества перевешивают риски? И кто больше всего выиграет от этих вмешательств?

Статья по теме: Меланома 4 стадии — что необходимо знать.