Исследование рака 2021 года: что волнует ученых?

У большинства из нас есть знакомые люди, кто болен раком. Действительно, трудно представить себе состояние, более известное, чем рак. Хотя многие медицинские термины остаются неясными, «рак» принял новое значение в обиходе: «что-то злое или злокачественное, которое быстро распространяется».

Хотя рак по-прежнему является ведущей причиной смерти во всем мире, ученые продолжают добиваться успехов в профилактике и лечении данного заболевания. Оглядываясь назад всего на несколько десятилетий, молодым ученым и врачам зачастую не советовали продолжать карьеру в онкологии вследствие ее сложности и обескураживающих клинических результатов. Это уже не так, как отмечают авторы одной статьи

«Сегодня онкология является одной из самых захватывающих областей биомедицины вследствие многих удивительных достижений, которые продолжают приносить исследования».

Чтобы отметить некоторые успехи, достигнутые онкологами, мы рассмотрим новые исследования рака в 2021 году.

Амплификация центросомы

Стив Ройл (Steve Royle) из Соединенного Королевства говорит: «Как клеточный биолог, я интересуюсь изменениями в нормальных клетках, которые приводят к раку. Недавняя статья Сюзаны Годиньо (Susana Godinho) из Великобритании привлекла мое внимание».

В данном исследовании изучалась роль конкретной органеллы-центросомы. В здоровых клетках существует только одна центросома. Она играет ключевую роль в регуляции деления клеток. Как часть цитоскелета, она также обеспечивает клетку структурой.

Ученые уже знают, что некоторые типы раковых клеток имеют множественные центросомные источники. Это известно как амплификация центросомы.

Ройл объяснил: «Авторы исследования обнаружили, что клетки со слишком большим количеством центросом выделяют крошечные пакеты, называемые маленькими внеклеточными везикулами. Похоже, что эти пакеты помогают раковой клетке общаться с окружающей тканью. При раке поджелудочной железы «сообщение» из этих пакетов способствует движению раковых клеток».

Авторы статьи, которая опубликована в журнале Current Biology, заключают: «Наши результаты показывают, что амплификация центросомы способствует количественным и качественным изменениям в секретируемых [небольших внеклеточных везикулах], которые могут повлиять на связь между опухолью и связанной стромой, способствуя развитию злокачественности».

Ройл говорит: «Процесс, с помощью которого раковые клетки перемещаются и вторгаются в здоровые ткани, представляет огромный интерес, поскольку именно так происходит метастазирование, самый опасный аспект рака».

Ройл надеется, что понимание этого механизма поможет разработать новые методы лечения в будущем.

Иммунотерапия

Иммунотерапия – это относительно новый подход к лечению рака. В двух словах, иммунотерапия помогает иммунной системе организма распознавать и атаковать раковые клетки.

«Иммунотерапия, такая как разработанный в Оксфорде Тебентафусп, открывает совершенно новый подход к лечению рака. Иммуноонкология – относительно новая область терапии рака, но новые препараты, подобные этому, значительно улучшают общую выживаемость пациентов», – заявляет Марк Миддлтон (Mark Middleton), заведующий кафедрой онкологии Оксфордского университета (University of Oxford) в Великобритании.

Он считает, что междисциплинарные проекты – это будущее исследований рака.

«Например, мы работаем вместе с инженерами-исследователями в нашем испытании PanDox, чтобы улучшить доставку лекарственных средств».

Доставка препаратов является важной областью исследований, поскольку поступление лекарственных средств от рака туда, где они необходимы, может быть сложной задачей.

«Используя инновационные методы, такие как чувствительные к ультразвуковому излучению липиды-носители и акустические насосы, мы считаем, что можем улучшить доставку и эффективность противоопухолевых препаратов. Предыдущие исследования показали потенциал для сочетания новых методов лечения с химиотерапией, и мы хотим распространить это на иммунотерапию и на трудноизлечимые виды рака, такие как рак поджелудочной железы».

Лечение острого миелолейкоза

В апреле 2021 года Тони Кузаридис (Tony Kouzarides) из Кембриджского университета (University of Cambridge) в Великобритании опубликовал результаты нового исследования. В статье авторы описывают новый класс препаратов, которые могут помочь в лечении острого миелоидного лейкоза (ОМЛ).

ОМЛ – это рак крови, при котором костный мозг производит аномальные миелоидные клетки крови. Эти белые кровяные тельца обычно защищают организм от инфекции и распространения повреждений тканей. ОМЛ быстро прогрессирует и без лечения может привести к летальному исходу в течение нескольких недель или месяцев.

Кузаридис объяснил свой подход: «Белки необходимы для функционирования нашего организма и производятся в процессе, который включает перевод нашей ДНК в РНК с помощью ферментов. Иногда этот процесс может пойти наперекосяк, с потенциально разрушительными последствиями для здоровья человека. До сих пор никто не рассматривал этот важный процесс как способ борьбы с раком. Мы идентифицировали лекарственную молекулу STM2457, которая может ингибировать действие ключевого фермента, участвующего в развитии и поддержании ОМЛ».

Фермент, о котором идет речь, называется METTL3. Во время ОМЛ этот фермент становится сверхэкспрессированным в некоторых клетках, что приводит к прогрессированию заболевания.

«В тканях, выращенных у людей с ОМЛ, и у мышей с заболеванием наш препарат способен блокировать раковый эффект, вызванный чрезмерной экспрессией фермента. Это совершенно новая область исследований рака и первая лекарственная молекула такого типа, которая будет разработана. Это начало новой эры в терапии рака».

Европейская организация ядерных исследований

Исследования Томаса Элиаса Коколиоса (Thomas Elias Cocolios) из Бельгии проводятся в Европейской организации ядерных исследований (European Organization for Nuclear Research, CERN/ЦЕРН). Область его интересов – ядерная медицина. В ядерной медицине медицинские работники вводят радиоактивные материалы в организм. Известные как радиоизотопы или радиофармпрепараты, эти материалы могут помочь диагностировать или лечить рак.

В диагностике ядерная медицина полезна при создании ПЭТ-сканирования. В качестве лечения люди могут глотать, вводить или вдыхать радиофармпрепараты для лечения определенных видов рака.

Коколиос объяснил, что способность ядерной медицины визуализировать и лечить рак дает существенные преимущества.

«Целенаправленное действие радиофармпрепаратов и их высокая специфичность позволяют нам подвергать воздействию раковые клетки по всему организму, и при соответствующей комбинации изотопов-партнеров переход от визуализации к лечению гарантирует, что раковые клетки будут специально нацелены и здоровая ткань будет сохранена».

Это использование ядерной медицины как для диагностики, так и для лечения известно как тераностика. Однако прогресс в ядерной медицине застопорился. Хотя физики-ядерщики произвели более 3000 различных изотопов, ядерная медицина долгое время ограничивалась лишь «горсткой» радиоизотопов. Это в первую очередь связано с «технической проблемой, а не медицинской».

«Никто не будет вкладывать средства в производство радиоизотопа, действие которого не было тщательно исследовано. Никто не будет исследовать радиоизотоп, который не доступен. Это порочный круг, который должен быть разорван», – считает Томас Элиас Коколиос.

Он рассказал, что «используется метод разделения массы, который позволяет производить радиоизотопы без носителей с очень высокой удельной активностью, которые подходят для применения в ядерной медицине».

В рамках Европейской программы медицинских изотопов эта работа обеспечивает поток бесплатных радиоизотопов исследовательским группам по всей Европе.

Коколиос с надеждой смотрит в будущее: «Это уникальная возможность поддержать прорывы в ядерной медицине, от которой мы все должны быть в восторге!».

Клеточная терапия CAR-T

Джоэл Ньюман (Joel Newman) из Великобритании особенно взволнован будущим определенного типа иммунотерапии для лечения гематологических раковых заболеваний: CAR-T-клеточная терапия (Chimeric Antigen Receptor T-Cell, или T-клетки с химерным антигенным рецептором).

Джоэл объяснил: «Теперь мы можем взять лимфоциты у пациентов, запрограммировать их на атаку соответствующей аномальной клетки, а затем повторно ввести их, превратив собственную иммунную систему пациентов против их рака».

Это упрощенное объяснение опровергает сложность задачи. На данный момент это относительно трудоемкая задача, поскольку клетки каждого пациента должны быть «обучены». Однако в настоящее время более 500 исследований изучают эту технологию. Несмотря на то, что еще предстоит преодолеть серьезные препятствия, эта новая технология может изменить правила игры.

«Со временем, вероятно, появятся «готовые» методы лечения в этой области, которые продолжат революционизировать лечение рака»,- сказал доктор Ньюман.

Заключение

Исследования рака продвигаются быстро. Ученые решают многие проблемы, связанные с раком, с разных точек зрения.

У нас есть много причин для надежды.

Авторы другого исследования утверждают, что разработанная новая технология поможет уменьшить побочные эффекты лечения рака.