Как иммунотерапия рака влияет на работу щитовидной железы

Дисфункция щитовидной железы после лечения рака с помощью новых методов лечения, называемых ингибиторами иммунной контрольной точки, встречается чаще, чем считалось ранее, согласно исследованию, которое представлено на Ежегодном собрании Эндокринного общества (ENDO 2020).

Актуальность проблемы

Иммунотерапия рака, особенно лечение ингибиторами контрольной точки иммунитета, стала важной частью лечения некоторых видов рака и предлагает некоторым пациентам устойчивую ремиссию. 

Ингибиторы иммунной контрольной точки – это лекарственные препараты, которые снимают «тормоза» с иммунной системы, что помогает распознавать и атаковать раковые клетки. Иммунные ингибиторы контрольной точки одобрены для лечения некоторых пациентов с различными видами рака, включая рак молочной железы, мочевого пузыря, шейки матки, толстой кишки, головы и шеи, печени, легких, кожи, желудка и прямой кишки.

Как иммунотерапия рака влияет на работу щитовидной железы

Наряду с преимуществами этих методов лечения, возможные побочные эффекты включают нежелательные явления, связанные с иммунитетом, когда иммунная система атакует здоровые клетки. Одним из наиболее распространенных, но легких, побочных эффектов является недостаточная активность щитовидной железы – гипотиреоз.

«Было неясно, в какой степени этот побочный эффект имел место за пределами клинических испытаний, и поэтому мы использовали информацию из электронных медицинских карт, чтобы определить, насколько часто это происходит на практике», – комментирует автор исследования Зои Квандт (Zoe Quandt) из Калифорнийского университета (University of California) в Сан-Франциско. «Понимание того, кто получает эти побочные эффекты, связанные с иммунитетом, почему они их получают и какое влияние оказывает терапия на организм, является важной частью оптимизации нашего использования ингибиторов иммунной контрольной точки».

Материалы и методы исследования

Исследователи проанализировали данные электронных медицинских карт Университета Калифорнии по каждому пациенту, который получал иммунные ингибиторы контрольной точки для лечения рака в период между 2012 и 2018 годами.

Исследователи исключали любого, у кого был рак щитовидной железы, независимо от того, было ли это показанием к ингибитору иммунного контрольного пункта или ранее существовавшим заболеванием щитовидной железы. У оставшихся 1146 пациентов исследователи определяли, у кого был какой-либо тип дисфункции щитовидной железы – либо ненормальный уровень гормонов щитовидной железы, либо рецепт на лечение щитовидной железы. Меланома была наиболее распространенной формой лечения рака (32%), за которой следовал немелкоклеточный рак легких (13%).

Результаты научного исследования

В целом анализ данных показал, что у 19% респондентов, подвергшихся воздействию ингибиторов иммунной контрольной точки, развивается дисфункция щитовидной железы. Напротив, обзор клинических испытаний выявил гораздо меньшую частоту – у 6,6% пациентов с ингибитором иммунной контрольной точки развился гипотиреоз, а у 2,9% – гипертиреоз или сверхактивная щитовидная железа.

Исследование показало, что проблемы с щитовидной железой варьируются в зависимости от типа рака. Частота дисфункции щитовидной железы варьировала от 10% пациентов с глиобластомой головного мозга до 40% при почечно-клеточном раке, типе рака почки. Хотя не было значительной связи между дисфункцией щитовидной железы и специфическими ингибиторами контрольной точки иммунной системы, дисфункция щитовидной железы была более частой у пациентов, которые получали комбинацию лекарственных препаратов: ниволумаба (Opdivo) и ипилимумаба (Yervoy) (31%) по сравнению с пембролизумабом (Keytruda) (18%), ниволумабом (18%) или ипилимумабом (15%) в одиночку.

Авторы другого исследования установили, что пациенты с раком щитовидной железы могут подвергаться риску чрезмерного лечения.