Как подаваемая информация влияет на наше восприятие классической музыки

Недавнее исследование показывает перспективу влияния композитора на оценку классической музыки и выявляет, что наслаждение музыкой стимулируется живыми текстами. Прослушивание классической музыки зачастую сопровождается информацией о пьесах: в концертах и ​​операх раздаются программы, на каждом классическом компакт-диске есть буклет, а по радио обычно представляются классические произведения. Авторы нового исследования из Института эмпирической эстетики Макса Планка (Max Planck Institute for Empirical Aesthetics) изучили влияние различной информации на оценку музыки слушателями.

Материалы и методы обследования

Ученые изучили 2 вопроса: влияет ли известность композиторов на симпатию произведений? И как стилистически разные вводные тексты влияют на оценку музыки?

Все участники в рамках исследования слушали симфонию Йозефа Мысливека (1737–1781). В то время как одна половина участников получила правильную информацию о композиторе, другой половине сказали, что это произведение Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791). Одна группа прочитала текст, который описал выразительное значение симфонии живым, довольно эмоциональным способом, в то время как текст второй группы описал формальные особенности симфонии. После прослушивания все участники оценили симфонию в зависимости от того, насколько им понравилась музыка.

Результаты научной работы

Результаты исследования, недавно опубликованные в журнале Psychology of Music, подтверждают очевидное предположение, что предварительная информация оказывает влияние на восприятие музыки при прослушивании: «Однако, вопреки распространенным предположениям, так называемый эффект престижа играет меньшую роль, чем ожидалось», – объясняет Микаэла Кауфманн (Michaela Kaufmann), музыковед из Института эмпирической эстетики Макса Планка и соавтор исследования.

Ученые наблюдали влияние возраста на престиж: в отличие от более старших участников, младшим участникам понравилась эта симфония, когда ее приписывали Моцарту. В этом отношении результат подтверждает наблюдения предыдущих исследований. Тем не менее, для пожилых слушателей, которые также принимали участие в исследовании, приписывание Моцарту никак не повлияло на то, насколько им понравилась эта пьеса. Очевидный “иммунитет” пожилых участников – в основном опытных меломанов – указывает на то, что стилистический опыт в музыке может защитить от внешних воздействий на оценку музыки.

Тем не менее, во всех возрастах стиль, в котором был написан текст, оказал сильное влияние: участники группы, которые читали выразительный текст, предпочли одну и ту же симфонию, чем те, чей текст представлял фактическую, музыкально-аналитическую информацию.

«Из более ранних исследований известно, что степень эмоциональной стимуляции слушателя является надежным показателем удовольствия  от ощущения искусства», – говорит Кауфманн.

Поэтому живой и творческий язык в сопроводительных текстах может способствовать интенсивному сопереживанию музыке со стороны слушателя. Для музыкального образования сознательный дизайн сопроводительных текстов дает возможность вдохновлять слушателей всех возрастов.

Авторы другого исследования утверждают, что музыка может помочь людям с болезнью Альцгеймера.