Как виртуальная реальность может помочь бороться с повторяющимися ночными кошмарами

В новом исследовании ученые разработали устройство виртуальной реальности для борьбы с последствиями кошмарных сновидений. Автор исследования Патрик Макнамара (Patrick McNamara) ищет новые способы лечения людей с расстройствами сна, проявляющимися ночными кошмарами. По словам Макнамара, преследование со стороны злобного существа является одним из самых распространенных повторяющихся кошмаров, которые пациенты испытывают в переживаниях снова и снова. Результаты исследования были опубликованы в журнале Dreaming.

Как избавиться от кошмарных снов?

«Очень часто люди с постоянными ночными кошмарами сообщают о том, что им снятся преследования или нападения со стороны сверхъестественных или демонических существ», – говорит Макнамара, сотрудник кафедры неврологии Бостонского университета (Boston University School of Medicine). «Люди действительно не могут видеть лица своих нападающих, но они знают, что их намерение состоит в том, чтобы причинить им вред. Люди также сообщают, что их преследуют животные, такие как змеи или медведи. Медведи очень часто встречаются в таких типах снов, в которые вы пытаетесь попасть в безопасное место, создавая препятствия между вами и атакующим зверем, чувствуя, что вас собираются атаковать».

Такой ночной кошмар может вызвать тревожность. Но страшные сны, если они продолжаются, могут вызвать гораздо больше тревожности, чем просто мимолетный страх. Макнамара считает, что повторяющиеся ночные кошмары могут иметь глубокие долгосрочные последствия, особенно у детей, которые их испытывают. В США от половины до двух третей детей и до 15% взрослых страдают частыми ночными кошмарами.

«Повторяющиеся ночные кошмары – действительно значимые предикторы», – говорит Макнамара. «Они предвещают проблемы с психическим здоровьем».

У детей эта проблема может проявляться в форме подросткового и взрослого психоза, включая тревогу, депрессию, стресс и суицидальные мысли. У взрослых мучительные ночные кошмары зачастую могут быть признаком посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Несмотря на документированные клинические эффекты ночных кошмаров, включая дистресс, потерю сна и общую тревогу, Макнамара считает, что нам все еще не хватает простых в использовании эффективных методов лечения расстройств, связанных с кошмарными снами.

Метод репетиции мысленных образов (Imagery Rehearsal Therapy), современный золотой стандарт лечения, пытается научить пациентов заменять кошмарные картинки на менее пугающие. По словам Макнамара, успех лечения варьируется и, как правило, является краткосрочным, поскольку он опирается на способность и желание человека создавать реалистичные кошмарные образы в своем уме, что некоторые пациенты могут делать лучше, чем другие. Естественно, что большинство маленьких детей даже в меньшей степени способны контролировать воображаемый визуальный кошмар, чем подростки или взрослые.

Материалы и методы обследования

Для экспериментального исследования ученые разработали умеренно пугающие образы виртуальной реальности – такие как подводная среда, в которой большая белая акула подплывает все ближе и ближе к пользователю виртуальной реальности – для того, чтобы можно было управлять страхом участника. Цель состоит в том, чтобы вылечить дистресс, а не причинить большего вреда.

Ученые работали с 19 участниками, которые сообщили о частых ночных кошмарах. Используя джойстик и средства управления жестами, участники могли изменять угрожающие изображения, чтобы сделать их менее пугающими. Они могли бы, например, использовать инструмент для рисования, чтобы прикрыть зубы акулы или инструмент для калибровки, чтобы уменьшить ее. После этого участников также попросили написать рассказ об их недавно визуальном опыте в виртуальной реальности.

В течение месяца участники продолжали посещать лабораторию Макнамара 2 раза в неделю, чтобы использовать гарнитуру Oculus и джойстик для изменения кошмарных визуальных эффектов и создания новых повествований. Каждое посещение контролировалось на предмет тревоги, ночных кошмаров.

Результаты научной работы

Исследования последнего десятилетия говорят о том, что современные технологии могут позволить более осмысленный подход к лечению расстройств, связанных с кошмарными снами. В 2010 году психолог университета Гранта МакЭвана (Grant MacEwan University) Джейн Гакенбах (Jayne Gackenbach) обнаружила, что люди, которые играли в видеоигры перед сном, могут лучше осознавать и контролировать свои сны, что может помочь предотвратить ночные кошмары. Затем, в 2011 году Гекенбах обнаружила, что солдаты, играющие в видеоигры на тему войны, с меньшей вероятностью страдают от чувства незащищенности и беспомощности в своих снах, чем нон-геймеры.

Выводы

Вывод из этих исследований? Платформы, такие как видеоигры, которые демонстрируют способность человека контролировать и манипулировать имитируемыми образами, а не образами, возникающими в их воображении, могут принести терапевтическую пользу людям с расстройствами сна. Заглядывая в будущее развитие визуальных технологий, Макнамара очень заинтересовался тем, может ли виртуальная реальность стать еще более эффективным инструментом.

«Виртуальная реальность погружает вас в трехмерную среду, где образы довольно насыщенные», – говорит Макнамара.

Программы виртуальной реальности помещают пользователей в искусственную среду, где они испытывают и манипулируют визуальными элементами, которые находятся прямо перед глазами. Таким образом, говорит Макнамара, виртуальная реальность может снять с пациента бремя генерации изображений, погружая их в кошмарные изображения с помощью интерактивных систем, таких как Oculus Rift.

В сотрудничестве с Уэсли Дж. Вильдманом (Wesley J. Wildman), сотрудником Бостонского университета (Boston University School of Theology) и экспертом по искусственным компьютерным симуляциям, Макнамара разработал пилотное исследование, чтобы выяснить, может ли терапия виртуальной реальности помочь людям с повторяющимися кошмарными снами.

К концу исследования участники сообщили о значительно более низких уровнях расстройства сна.

«Мы думаем, что они изучают эти навыки управления изображениями, а затем через пару недель эти навыки переводятся из их сознательного состояния в состояние их сна», – говорит Макнамара.

Хотя результаты этого эксперимента впечатляют, Макнамара говорит, что следующим шагом будет разработка двойного слепого клинического испытания, чтобы реально проверить результаты терапии виртуальной реальности.

«Самое важное в этом исследовании – это возможность донести это до детей, страдающих от ночных кошмаров», – говорит Макнамара. «Дети прекрасно применяют технологии, и если мы сможем лечить их кошмары раньше, мы можем замедлить или предотвратить психоз. Это может спасти многие жизни».

Авторы другого исследования утверждают, что сон менее шести часов в сутки может увеличить риск сердечно-сосудистых заболеваний.