Кардиореспираторные тренировки улучшают оценки учеников в школе

Авторы нового исследования обнаружили связь между кардиореспираторной подготовленностью детей и их успеваемостью в школе. Чем более они спортивны, тем лучше их оценки по основным предметам – иностранным языкам и математике. Точно так же кардиореспираторная тренировка приносит пользу когнитивным способностям, таким как память и внимание. Но каково реальное влияние такой физической подготовки на школьные результаты? Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи из Женевского университета (University of Geneva), Швейцария, протестировали учеников из восьми женевских школ.

Результаты исследования, опубликованные в научном журнале Medicine & Science in Sport & Exercise, показывают, что кардиореспираторный фитнес влияет на когнитивные способности, которые, в свою очередь, влияют на школьные результаты.

Актуальность вопроса

Чарльз Хиллман (Charles Hillman), профессор Северо-Восточного университета (Northeastern University) в Бостоне, предположил в предыдущих исследованиях, что существует связь между кардиореспираторной подготовкой детей и школьной успеваемостью, а также благотворное влияние кардиореспираторной тренировки на исполнительные функции. 

«Существуют три основные исполнительные функции», – объясняет Марк Янгуэз (Marc Yangüez), автор исследования. «Первая – это торможение, то есть наша способность подавлять навязчивое или неуместное поведение или мысли. Вторая – это когнитивная гибкость, которую зачастую называют многозадачностью и которая относится к нашей способности гибко перемещаться между задачами и ответами на основе требований задачи. Наконец, третья – это рабочая память, то есть наша способность сохранять информацию в нашем сознании и манипулировать ею».

Однако связь между физической подготовкой и школьными навыками на первый взгляд не кажется очевидной. Вот почему ученые решили проанализировать их и наблюдать, как одно влияет на другое и играет ли конкретный когнитивный процесс преобладающую роль.

Материалы и методы исследования

В исследование участвовали 193 ученика в возрасте от 8 до 12 лет. Прежде всего, дети проходили физический тест, известный как «челночный пробег»: дети должны были бегать взад и вперед между двумя линиями на расстоянии 20 метров друг от друга в быстром темпе. 

«В сочетании с ростом, весом, возрастом и полом данный тест позволяет нам оценить сердечно-сосудистую систему ребенка», – говорит Марк Янгуэз. «После этого мы использовали девять заданий, которые позволяют нам оценить способности детей в трех основных исполнительных функциях – торможении, когнитивной гибкости и рабочей памяти, и измеряли различные показатели, такие как точность и скорость их реакций», – объясняет Жюльен Шаналь (Julien Chanal). 

Например, один из тестов на торможение представляет ученикам образы плавающих рыб. Центральная рыба может плыть либо в том же направлении, что и остальные, либо в противоположном. Учащиеся должны как можно быстрее и точнее указать направление, в котором плывет центральная рыба, когда им показывают картинку в течение 200 миллисекунд. Чтобы изучить когнитивную гибкость, ученики также прошли три теста, один из которых предлагал соединить в порядке возрастания числа и буквы (1-А-2-В-3-С и т. Д.). В одном из тестов на рабочую память участники должны были запомнить последовательность чисел, например 2 6 4 9 7, а затем повторить их в обратном порядке.

Результаты научной работы

Объединив полученные данные, ученые обнаружили, что существует связь между лучшей кардиореспираторной подготовкой и высокими оценками по математике и французскому языку. 

«Французский язык менее связан с этим, поскольку оценка текста и письма больше зависят от субъективных факторов, что в меньшей степени относится к математике и грамматике, для которых мало субъективности в правильных или неправильных ответах», – объясняет Марк Янгуэс.

Помимо наличия связи между кардиореспираторной подготовленностью и школьными результатами, полученные данные также подтверждают связь между кардиореспираторной подготовленностью и исполнительными функциями. Но влияет ли хорошая кардиореспираторная подготовка на школьную успеваемость прямо или косвенно через исполнительные функции?

«Разложив эти эффекты, мы установили, что связь между кардиореспираторной пригодностью и академической успеваемостью была косвенной. На самом деле физическая подготовка связана с улучшением исполнительных функций, а именно исполнительные функции влияют на успеваемость в школе и на когнитивную гибкость», – подчеркивает Жюльен Шаналь.

Результаты этого исследования важны для организации школьного планирования. 

«Связь между физическими возможностями и когнитивными способностями и оценкой подчеркивает важность не снижать физическую активность (и, в частности, часы физического воспитания) в пользу других предметов, так как это может в конечном итоге негативно сказаться на развитии ребенка в целом», – говорит Марк Янгуэз.

Это исследование также показывает, что не стоит принуждать детей проводить больше времени за партами, чтобы добиться успеха в школе, лишая их физических упражнений. Наконец, и это особенно важно во время пандемии, женевские психологи подчеркивают важность того, чтобы не лишать детей движения, что было бы пагубно как для их физического здоровья, так и для их когнитивного здоровья. 

«Теперь мы хотели бы провести интервенционное исследование в школах различных регионов Швейцарии, чтобы продемонстрировать в широком масштабе, что когда еженедельная физическая активность детей увеличивается, это оказывает положительное влияние на развитие исполнительных функций, приводя к значительному улучшению школьных результатов», – заключает Жюльен Шаналь.

Авторы другого исследования заявляют, что в самоуверенности подростков важную роль играют школа и семья.