Когнитивное обучение поможет способствовать более здоровым привычкам

Вмешательства, направленные на сокращение нездорового поведения, зачастую нацелены на переподготовку психических ассоциаций людей, но ряд исследований показывает, что последствия поведения могут быть более эффективными. Выводы опубликованы в научном журнале Psychological Science.

Обучение положительному поведению

Особое внимание в исследовании уделяется подготовке по вопросам “избегания подходов”, в ходе которой участники учатся подходить к некоторым целям (например, к полезным питательным продуктам) и избегать других (например, нездоровой пищи). Предполагается, что повторное воздействие этих пар усиливает их психические ассоциации таким образом, чтобы увеличить положительное поведение и уменьшить негативное. Однако исследования не всегда показывают эффект такого рода подготовки.

Ученый Питер Ван Дессель (Pieter Van Dessel) с соавторами исследования предположили, что этот тренинг может сработать, когда он фактически изменяет убеждения людей о последствиях, которые следуют, когда они приближаются или избегают определенных продуктов.

Материалы и методы обследования

Ученые протестировали свою гипотезу в трех онлайн-исследованиях и одном лабораторном исследовании, в общей сложности на 1547 участниках. Во всех четырех исследованиях участники завершили серию компьютерных испытаний, в которых они увидели цифровой аватар, стоящий возле открытого холодильника. В каждом испытании холодильник содержал определенную пищу, и цветовая метка указывала на то, следует ли участникам перемещать аватара к еде или от нее.

Некоторые участники также видели панель, которая указывала на здоровье аватара, что отражало последствия решений участников. Если они решали приблизиться к здоровой пище (или избежать нездоровой пищи), панель здоровья Аватара заполнялась, и аватар выглядел здоровым, восклицая: “Я чувствую себя здоровым.” Выбор подхода к нездоровой пище, с другой стороны, уменьшал панель здоровья, и аватар оказывался менее здоровым, восклицая: “Я чувствую себя больным».

Другая группа участников увидела эти результаты, и им было предложено попытаться сделать их аватары здоровыми, насколько это возможно.

Результаты научной работы

«Наши результаты показывают, что нацеливание на эти адаптивные выводы может быть эффективным в изменении нездорового поведения в еде», – говорит Ван Дессель, исследователь из Университета Гента (Ghent University). «Это важно, так как зачастую бывает сложно изменить эти типы автоматического поведения».

Результаты были согласованными во всех исследованиях: участники, у которых была явная миссия максимизации здоровья их аватара, показали самые положительные автоматические оценки здоровой пищи, дали самые положительные оценки здоровому питанию и они, скорее всего, выберут здоровую пищу, по сравнению с участниками, которые видели последствия своего выбора, но не пытались его изменить, и теми, кто вообще не видел последствий их выбора.

Участники, которым была поставлена ​​цель, связанная со здоровьем, также усвоили взаимосвязь между продуктами и их последствиями для здоровья.

Эти эффекты также распространяются на фактическое поведение в еде. В одной из версий эксперимента участники последовали за заданием аватара с предположительно несвязанной задачей, которая включала оценку сенсорных характеристик закусок, таких как конфеты и картофельные чипсы. Результаты показали, что участники, которые работали, чтобы максимизировать здоровье своего аватара в первой задаче, потребляли меньшее количество закусок по сравнению со своими сверстниками.

В другом эксперименте участники, которым была поставлена ​​задача повысить здоровье своего аватара, сообщили о том, что на следующий день сообщили, что принимали здоровую пищу.

Выводы

Полученные данные свидетельствуют о том, что, когда у человека есть цель для преодоления последствий определенных видов поведения, она повышает общую эффективность обучения  избегания негативных последствий для здоровья.

Ученые надеются расширить эти результаты, исследуя, может ли обучение  помочь уменьшить другие нежелательные моменты поведения (например, курение и употребление алкоголя) или даже повысить некоторые положительные навыки (например, приверженность к соблюдению чистоты окружающей природы).

Авторы другого исследования утверждают, что здоровье детей зависит от образования родителей.