Ложь нарушает способность читать эмоции других – исследование

Согласно новому исследованию, проведенному Вашингтонским университетом (Washington University) в Сент-Луисе, лживые поступки уменьшают способность человека читать эмоции других или снижают «межличностное познание». Ученые также в ходе исследования определили тенденцию снежного кома – один обманный поступок может привести к еще большей лжи. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Experimental Psychology: General.

Актуальность проблемы

«Иногда люди говорят неправду и думают, что это не имеет большого значения. Но решение быть лживым в один момент может повлиять на то, как вы будете взаимодействовать с людьми в дальнейшем», – сообщает автор исследования Эшли Хардин (Ashley Hardin).

Неудивительно, что обманщики и мошенники могут нанести вред не только себе в межличностном взаимодействии, но и компании, в которой они работают.

«Учитывая рост групповой работы в организациях, растет осознание важности понимания эмоций других», – сообщает Хардин.

Кроме того, способность человека читать эмоции имеет решающее значение в переговорах и в построении отношений. Обман помимо ущерба в доверии и репутации самого человека является и финансово дорогостоящим (как, например, в случае кражи у компании увеличивается риск дорогостоящих судебных процессов).

Материалы и методы исследования

Всего было проведено восемь серий исследования с участием более 1500 работников, чтобы оценить ложь и обман в различных сценариях социальной жизнедеятельности.

Результаты научного исследования

В ходе исследования были получены следующие результаты:

  • Существует связь между лживым поведением и способностью точно читать и сопереживать эмоциям других;
  • Лжецы менее склонны определять себя с точки зрения близких отношений, например, как сестра или наставник;
  • Нечестное поведение ведет вниз по течению; первый обман является катализатором дегуманизации других и совершения повторных обманных действий;
  • Социальные люди, постоянно находящиеся в межличностном взаимодействии, менее склонны вести себя нечестно.

По словам Хардина, полученные результаты в основном бросают вызов взглядам, которые объединяют мораль и эмпатию в единую концепцию. Исследования в области социальной психологии давно доказывают, что эмпатия – это моральное чувство, которое вызывает просоциальное поведение. Но сочувствие к другим может также привести сотрудников к пересечению этических границ.

Авторы другого исследования установили, что визуальный контакт с человеком устраняет возможность лжи.