Мегаполисная транспортная сажа способствует глобальному потеплению

Сажа от дорожного движения в развивающихся странах может достигать больших высот, где она может транспортироваться на большие расстояния и, таким образом, способствует глобальному потеплению.

Актуальность проблемы

К такому заключению пришли авторы исследования, проведенного международной группой ученых в боливийских городах Ла-Пас (резиденция правительства), Эль-Альто и соседней горной обсерватории Чакалтая (Chacaltaya mountain observatory). Поэтому уменьшение загрязняющих веществ от дорожного движения, таких как частицы сажи от дизельных автомобилей, должно иметь высокий приоритет, чтобы защитить здоровье населения в растущих и развивающихся странах и уменьшить глобальное потепление. Результаты работы были опубликованы в журнале Atmospheric Environment.

Частицы сажи, образующиеся в результате процессов горения, вносят значительный вклад в загрязнение воздуха, поскольку они содержат тяжелые металлы и полициклические ароматические углеводороды, которые являются токсичными.

Результаты научной работы

Сокращение частиц сажи за счет ограничений вождения старых дизельных автомобилей может значительно снизить воздействие на здоровье, как показали исследования LfULG и TROPOS, основанные на изучении зоны с низким уровнем выбросов в Лейпциге в 2017 году. Однако сажа оказывает не только негативное влияние на здоровье человека, она также способствует глобальному потеплению, поглощая солнечную радиацию.

Согласно последнему докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), по-прежнему существуют серьезные неопределенности в отношении количества и распределения сажи в атмосфере. Хотя высотные обсерватории в Гималаях и Альпах дают представление об этих процессах, картина все еще не полная, особенно для Южного полушария. Большое количество сажи, вероятно, попадает в атмосферу в результате лесных пожаров в тропиках, а также в результате движения в растущих поселениях развивающихся стран.

Поэтому ученые надеются получить важную информацию о высотной обсерватории Чакалтая в Боливии, которая была введена в эксплуатацию в 2012 году. На 5240 м эта станция в настоящее время является самой высокой измерительной станцией в мире.

Чакалтая – уникальная обсерватория в Южном полушарии, имеющая большое значение для исследований атмосферы. Поэтому загрязнение воздуха в этом регионе оказывает особенно сильное влияние на атмосферу и глобальный климат.

«Измерения ясно показывают, как сажа из городской долины выходит с нагретым воздухом до плато Эль-Альто, а затем частично до вершин Анд», – объясняет Альфред Виденсолер (Alfred Wiedensohler).

С точки зрения ученых, нет сомнений в том, что сажа в Ла-Пасе происходит в основном от дорожного движения. Во время переписи населения 21 ноября 2012 года вся торговля в Боливии была полностью запрещена на 24 часа, чтобы население могло быть зарегистрировано по месту жительства. Только машинам скорой помощи было разрешено ездить при чрезвычайных операциях.

«Результат был впечатляющим: нагрузка от сажи на дороге была снижена с примерно 20 до менее чем одного микрограмма на кубический метр. Это примерно соответствует снижению от 100% до примерно 5%. Нет более четкого способа продемонстрировать вклад загрязнения сажей от дорожного движения”, – сообщает Альфред Виденсолер. «Это важно, потому что несколько городов в регионе могут столкнуться с одной и той же проблемой. Например, Кочабамба, третий по величине мегаполис Боливии, имеет серьезные проблемы с качеством воздуха, согласно Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Поэтому данное исследование может внести свой вклад в усиление правил по улучшению качества воздуха в разных городах страны», – добавляет доктор Маркос Андраде (Marcos Andrade) из LFA-UMSA.

Выводы

Для ученых, участвующих в исследовании, очевидно, что растущий трафик с дизельными транспортными средствами без сажевых фильтров является возрастающим риском для здоровья миллионов людей в мегаполисах развивающихся стран.

Авторы другого исследования утверждают, что промышленное загрязнение воздуха приводит к накоплению в мозге частиц магнетита.