В новом исследовании ученые обнаружили, что менингит изменяет состав иммунных клеток, что может привести к менее эффективному ответу на лечение менингита в будущем.
Менингит, группа серьезных заболеваний, которые поражают слизистую оболочку мозга, оставляет свой след и может повлиять на способность организма бороться с такими инфекциями в будущем.
Материалы и методы обследования
Используя изображение в реальном времени, МакГаверн с соавторами исследования детально рассмотрели менингеальные макрофаги мыши, представляющие собой иммунные клетки, которые живут в мозговых оболочках.
Результаты научной работы
Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Nature Immunology, инфекции могут оказывать длительное воздействие на популяцию менингеальных иммунных клеток, заменяя их клетками извне, которые затем адаптируются и становятся менее подверженными для распознавания иммунитетом. Исследование было поддержано Национальным институтом неврологических расстройств и инсульта (NINDS), частью Национального института здоровья (National Institutes of Health).
«После инфекции меняется ландшафт иммунных клеток в слизистой оболочке мозга. Иммунные клетки слизистой оболочки мозга, которые обычно защищают мозг от чужеродных захватчиков, погибают и заменяются клетками из других частей организма. Эти новые клетки изменяются таким образом, что это влияет на то, как они отвечают на новые инфекции», — сказал автор исследования Дориан МакГаверн (Dorian McGavern).
Одна группа этих макрофагов находится вдоль кровеносных сосудов в твердой мозговой оболочке и помогает улавливать патогенные микроорганизмы из крови, прежде чем они достигнут мозговой ткани. Кровеносные сосуды в твердой мозговой оболочке относительно открыты по сравнению с плотно закрытыми сосудами, обнаруженными в других областях мозга, и макрофаги в твердой мозговой оболочке зачастую служат в качестве первой линии защиты от вредных переносимых кровью агентов.
Ученые заметили, что в нормальных условиях менингеальные макрофаги были в постоянной готовности к угрозам, готовясь к нападению и исследуя окружающую среду. Затем они пронаблюдали, как макрофаги изменились после заражения вирусом лимфоцитарного хориоменингита (ЛХМ), который поражает оболочки мозга, вызывая вирусный менингит. В течение 2 дней после заражения уровни антивирусных цитокинов, часть иммунного ответа на вирусы, увеличились в мозговых оболочках. Через 4 дня одна треть менингеальных макрофагов была заражена и активность во многих генах, участвующих в борьбе с вирусами, возросла. Затем МакГаверн с соавторами исследовали долгосрочные последствия этой инфекции, после того как вирус был очищен и менингит утих. В течение недели большинство зараженных макрофагов погибли и были удалены из области иммунными клетками, оставляя истощенный запас менингеальных макрофагов. Этот запас был пополнен моноцитами, иммунными клетками, набранными из крови. Некоторые из этих моноцитов в конечном итоге превратились в макрофаги, но имели свойства, отличные от исходных клеток. Ученые выявили, что у новых макрофагов отсутствует специфический рецептор, который обнаруживает бактерии, что делает их менее эффективными в ответ на будущие инфекции. Новые макрофаги также обладали более низкими уровнями другого рецептора, который распознает ацетилхолин мозга, который обычно притупляет воспаление в менингеальных макрофагах. Следовательно, новые макрофаги были менее восприимчивы к этому сигналу и испытывали проблемы с подавлением воспалительной реакции, вызванной инфекцией. Эти результаты указывают на то, что инфекции в головном мозге могут иметь длительные последствия после того, как вирус покидает организм.
Выводы
Необходимы дальнейшие исследования, чтобы узнать о дополнительных функциях менингеальных макрофагов и о том, как эти клетки реагируют на другие типы вирусов и бактерий.
Авторы другого исследования утверждают, что кортикостероиды помогают при туберкулезном менингите.