Многозадачность в средствах массовой информации связана с повышенным риском ожирения и повышенной отзывчивостью на пищевые стимулы.
Ученые из Университета Райса (Rice University) обнаружили, что бездумное переключение цифрового устройства связано с повышенной восприимчивостью к пищевым соблазнам и отсутствием самоконтроля, что может привести к увеличению веса. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Brain Imaging and Behavior.
Актуальность проблемы
«Увеличение воздействия телефонов, планшетов и других портативных устройств стало одним из наиболее значительных изменений в нашей среде за последние несколько десятилетий. Мы обратили внимание, что параллельно наблюдается возрастание показателя ожирения во многих странах», — говорит автор исследования Ричард Лопес (Richard Lopez). «Таким образом, мы хотели провести это исследование, чтобы определить, существует ли связь между ожирением и частым использованием мультимедиа в цифровых устройствах».
Материалы и методы обследования
Научная работа состояла из двух серий. В первой серии исследования 132 участника в возрасте от 18 до 23 лет заполнили анкету, оценивающую их уровень отвлекаемости. Это было сделано с использованием недавно разработанной 18-элементной шкалы Media Multitasking-Revised (MMT-R). Шкала MMT-R измеряет упреждающее поведение навязчивого или неуместного использования телефона (например, ощущение необходимости проверить свой телефон на наличие сообщений во время разговора с кем-то еще), а также более пассивное поведение (например, отвлекающие внимание моменты, связанные со СМИ, которые мешают основной работе).
Во второй серии исследования 72 участника из выборки первой серии прошли сканирование МРТ, во время которого ученые измеряли активность мозга, а людям показывали каталог изображений с различными несвязанными фотографиями, а также фотографии аппетитных, но жирных блюд.
Результаты научной работы
Исследователи обнаружили, что более высокие показатели MMT-R были связаны с более высоким индексом массы тела (ИМТ) и большим процентом жира в организме, что указывает на возможную связь.
Когда участники видели изображения еды в СМИ, исследователи наблюдали увеличение активности в той части мозга, которая ответственна за желание принять пищу. Участники исследования, у которых был более высокий ИМТ и наблюдалась склонность к ожирению, также больше времени тратили на разглядывание картинки с едой по сравнению с остальными респондентами.
Выводы
Эти выводы, хотя и предварительные, предполагают, что действительно существует связь между отвлекаемостью на средства массовой информации, риском ожирения, мерами самоконтроля и воздействием реальных сигналов пищи.
«Такие связи важно установить, учитывая растущий уровень ожирения и распространенность использования мультимедиа в большей части современного мира», — говорит Лопес.
Ученые надеются, что исследование повысит осведомленность о проблеме и будет способствовать дальнейшей работе над этой темой.
Авторы другого исследования утверждают, что активация лимфатической системы может помочь в борьбе с ожирением.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];