Многозадачность в одинаковой степени трудна как для мужчин, так и для женщин

Согласно новому исследованию, проведенному учеными из Аахенского университета (Aachen University) в Германии, женщины и мужчины одинаково действуют, когда требуется переключить внимание между задачами или выполнять две задачи одновременно. Это открытие опровергает широко распространенное убеждение, что с многозадачностью лучше справляются женщины, нежели мужчины.  Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS ONE.

Актуальность проблемы

Многозадачность – выполнение нескольких независимых задач в течение короткого времени – требует быстрого и частого переключения внимания с одной задачи на другую, увеличивая познавательную потребность по сравнению с последовательным выполнением отдельных задач. Несмотря на скудные доказательства гендерных различий, в подавляющем большинстве исследований распространено мнение, что женщины лучше справляются с многозадачностью. 

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 48 мужчин и 48 женщин. Ученые сравнили способности респондентов обеих групп в выполнении задач по идентификации букв или цифр. Некоторые эксперименты требовали от участников уделять внимание двум задачам одновременно (одновременная многозадачность), в то время в других экспериментах требовалось, чтобы участники переключали внимание между задачами (последовательная многозадачность).

Исследователи измерили время реакции и точность выполнения респондентами многозадачных экспериментов и для контроля отдельных задач. 

Результаты научного исследования

В ходе исследования ученые обнаружили, что многозадачность требовала значительных затрат, скорости и точности выполнения задания, как для мужчин, так и для женщин, и между двумя группами не было зафиксировано значимых различий. 

Авторы отмечают, что набор потенциальных задач и когнитивных операций, лежащих в основе многозадачности, огромен, и ни один эксперимент не может охватить их все. Расхождения в литературе по гендерным различиям в многозадачности могут отражать различия в конкретных типах оцениваемых задач. Тем не менее, большой размер выборки и отсутствие гендерных различий, наблюдаемых в этом исследовании, указывают на то, что, по крайней мере, по базовым когнитивным процессам – обновления рабочей памяти, включения и отключения наборов задач и торможения – гендерных различий не наблюдается.

Авторы другого исследования установили, что гендерный разрыв в пространственном мышлении начинается в младшем школьном возрасте.