Можем ли мы восстановить деятельность мозга при болезни Паркинсона?

В новом исследовании, опубликованном в журнале Journal of Parkinson’s Disease, ученые описывают, как стволовые клетки могут быть использованы в лечении болезни Паркинсона (БП).

В настоящее время наиболее распространенное лечение БП основано на повышении активности нигростриарного пути в мозге с помощью допаминомодулирующей терапии, тем самым повышая уровень дофамина в полосатом теле и улучшая двигательные нарушения, связанные с заболеванием. Однако это лечение имеет значительные временные ограничения и побочные эффекты. Использование стволовых клеток обещает лечить БП и может играть все большую роль в облегчении, по крайней мере, моторных симптомов.

«Мы нуждаемся в лучшем способе помочь людям с БП, количество которых увеличивается во всем мире, потому что как такового лечения до сих пор нет, и существующие лекарственные препараты лишь частично помогают устранить проблемы с координацией движений», – пояснила Клэр Хенклифф (Claire Henchcliffe), сотрудница отделения неврологии Медицинского колледжа им. Вейля Корнелла (Weill Cornell Medical College) и отделения нейрохирургии Мемориального онкологического центра имени Слоуна — Кеттеринга (Memorial Sloan Kettering Cancer Center).

Материалы и методы обследования

Авторы выяснили, как недавно разработанные технологии стволовых клеток могут быть использованы для лечения БП, и как клинические исследователи очень быстро продвигаются, чтобы перевести эту технологию на ранние клинические испытания.

Полученные результаты технологии стволовых клеток показывают, что качество, последовательность, активность и безопасность могут быть обеспечены, и что возможно уже сейчас выращивать по существу неограниченное количество дофамин-продуцирующих нервных клеток в лаборатории для трансплантации. Этот метод быстро переходит в первоначальное тестирование в клинических испытаниях. Выбор исходного материала также расширился благодаря наличию множества линий эмбриональных стволовых клеток человека, а также возможности получения индуцированных плюрипотентных клеток или нейрональных клеток из собственных клеток крови или кожи пациента.

«Клетки первого поколения в настоящее время проходят испытания, а новые достижения в области биологии стволовых клеток и генной инженерии предвещают в будущем улучшенные клетки и методы лечения. Нам предстоит пройти долгий путь, чтобы продемонстрировать, насколько хорошо будет работать репаративная терапия на основе стволовых клеток, и многое понять о том, как, откуда и кому доставить необходимые клетки. Но огромные успехи в технологиях за последние годы заставляют задуматься о том, что замена клеток может играть все более важную роль в смягчении, по крайней мере, двигательных симптомов в ближайшие десятилетия. Это происходит благодаря нескольким исследовательским группам, в том числе нашим собственным центрам, которые быстро переходят к тестированию методов лечения стволовыми клетками при БП», – добавила Клэр Пармар.

Выводы

Важно отметить, что данное исследование позволит открыть путь к созданию клеток для обеспечения превосходного лечения, возможно, с использованием различных типов клеток для лечения симптомов БП, таких как проблемы с движением и потеря памяти.

«Такой подход к восстановлению мозга при БП, безусловно, имеет большой потенциал, и в ближайшие два десятилетия могут также появиться еще большие успехи в создании стволовых клеток, разработанных специально для конкретных пациентов или групп пациентов», – прокомментировала Клэр Пармар.

Авторы другого исследования утверждают, что молекулярный переключатель связывает мышь и болезнь Паркинсона.