Может ли депрессия матери быть причиной СДВГ у ребенка?

СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности
Фото: Flickr/amenclinicsphotos ac

Актуальность проблемы

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется в первую очередь двумя категориями поведенческой проблемы: невнимательность и гиперактивность, а также импульсивность. СДВГ сейчас является одним из самых распространенных детских неврологических состояний, данный синдром встречается примерно у 7,2% всех детей.

Данное состояние повышает вероятность того, что ребенок столкнется с трудностями в школе и позже в жизни. Кроме того, некоторые данные свидетельствуют, что СДВГ повышает уровень смертности.

Хотя ученые исследовали целый ряд возможных причин СДВГ, на материнскую депрессию мало обращали внимания. Группа ученых решила исследовать роль депрессии во время беременности и риск развития СДВГ у ребенка.

Материалы и методы исследования

Ученые в новом исследовании измеряли депрессивные симптомы каждые две недели с 12 недель беременности и до родов. Дети наблюдались до 3-6 лет. Исследователи зафиксировали депрессивные симптомы у матери после беременности. Также были собраны сведения об ожирении, гипертонии и гестационном диабете во время беременности.

В исследование были включены 1,779 финских матерей и их детей, рожденных в 2006-2010 годах.

Результаты научной работы

Авторы нового исследования пришли к выводу, что доля “детей с клинически значимыми симптомами СДВГ была выше в группе женщин, которые имели депрессивные симптомы во время беременности”. Таким образом, СДВГ чаще встречается у детей, чьи матери имели депрессивные симптомы во время беременности. Если мать пережила депрессивные симптомы после родов, к ним добавляется воздействие депрессивных симптомов во время беременности, и это повышает риск СДВГ у ребенка.

Вопреки ожиданиям, материнское ожирение и расстройства во время беременности, такие как диабет, не влияют на результаты СДВГ у потомства.

Что может вызвать такое взаимодействие?

Выводы исследования не ясны, но, как пишут авторы, “очевидное ограничение заключается в том, что мы не в состоянии изучить структурные или функциональные, биологические или поведенческие механизмы, лежащие в основе СДВГ».

Это будет следующим шагом. Например, предыдущие исследования показали, что материнские депрессивные симптомы, уровни кортизола в слюне могут изменять структуру головного мозга ребенка. Депрессия во время беременности также была связана с увеличением плацентарной глюкокортикоидной чувствительности, которая может иметь широкий спектр воздействия на развитие плода. Воспаление также может играть важную роль – воспалительные цитокины связаны с материнскими депрессивными симптомами.

Это поможет понять, как и почему материнская депрессия связана с СДВГ. Однако, в настоящее время имеющиеся данные могут быть клинически полезными.

Как пишут авторы в своем заключении, “профилактические мероприятия, направленные на симптомы депрессии матери, могут влиять на благополучие потомства”.

Авторы другого исследования утверждают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности удваивает риск ранней смерти.

Литература

Wolford E. et al. Maternal depressive symptoms during and after pregnancy are associated with attention-deficit/hyperactivity disorder symptoms in their 3-to 6-year-old children //PloS one. – 2017. – Т. 12. – №. 12. – С. e0190248.