Музыка помогает развитию мозговых структур у недоношенных детей

Чтобы помочь мозгу новорожденных развиваться как можно лучше, несмотря на стрессовую среду интенсивной терапии, исследователи из Женевского университета (UNIGE) и Университетских больниц Женевы (HUG), Швейцария, предлагают оригинальное решение – музыку, написанную специально для них. Первые результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Введение

Медицинская визуализация показывает, что нейронные сети недоношенных детей, которые слушали эту музыку, и, в частности, нейронная сеть, участвующая в сенсорных и когнитивных функциях, развиваются гораздо лучше.

«При рождении мозг этих детей все еще незрел. Поэтому развитие мозга должно продолжаться в отделении интенсивной терапии в кювезе в совершенно иных условиях, чем если бы они все еще находились в утробе матери», – объясняет ведущий автор исследования Петра Хуппи ( Petra Hüppi). «Незрелость мозга в сочетании с беспокоящей сенсорной средой объясняет, почему нейронные сети не развиваются нормально».

Актуальность проблемы

В Швейцарии, как и в большинстве развитых стран, около 1% детей рождаются «недоношенными», то есть до 32-й недели беременности, что составляет около 800 детей в год. Хотя достижения в области неонатальной медицины в настоящее время дают им хорошие шансы на выживание, эти дети все же подвержены высокому риску развития нейропсихологических расстройств.

Индивидуальная музыка

Женевские исследователи исходили из практической идеи: поскольку нервный дефицит недоношенных детей обусловлен, по крайней мере частично, неожиданными и стрессовыми стимулами, а также отсутствием стимулов, адаптированных к их состоянию, их среду следует обогащать, вводя приятные и структурированные стимулы. Поскольку слуховой аппарат функционировал на раннем этапе, музыка оказалась хорошим решением. Но какая музыка?

«К счастью, мы встретили композитора Андреаса Волленвейдера, который уже проводил музыкальные проекты для пациентов с тяжелыми заболеваниями и который проявлял большой интерес к созданию музыки, подходящей для недоношенных детей», – говорит Петра Хуппи.

Материалы и методы исследования

Инструментом, который вызвал наибольшую реакцию у детей, была арфа, колокольчики и индийский заклинатель змей (панджи). Таким образом, композитор написал три звуковых произведения, по восемь минут каждое, с пьесами панджи, арфы и колокольчиков.

Исследование проводилось в двойном слепом исследовании с группой недоношенных детей, которые слушали музыку, и контрольными группами недоношенных и здоровых детей. Ученые использовали функциональную МРТ в покое на всех трех группах детей.

Результаты научного исследования

Без музыки недоношенные дети обычно имели более слабую функциональную связь между областями мозга, чем здоровые дети, что подтверждает отрицательный эффект недоношенности. Но результаты исследования показали, что прослушивание музыки значительно улучшило нейронные сети у недоношенных детей: функциональная связь между слуховыми, сенсомоторными, лобными, таламусными и прекунеусными сетями действительно была увеличена, что привело к организации сетей мозга.

Первым детям, зачисленным в проект, сейчас шесть лет, именно в данном возрасте начинают проявляться когнитивные нарушения. Авторы исследования намерены встретиться со своими маленькими пациентами, чтобы провести полную когнитивную и социально-эмоциональную оценку и понаблюдать, были ли достигнуты положительные результаты, измеренные в первые недели их жизни.

Авторы другого исследования разработали новый метод повышения иммунитета недоношенных детей.