Мы часто смотрим на лица людей, и мимика лица позволяет нам определить различное эмоциональное состояния собеседника и в частности определить признаки доминантности. Но результаты исследования, опубликованные в журнале Psychological Science, показывают, что черты лица — не единственный источник этой информации — мы также можем сделать выводы по положению головы.
Введение
«Благодаря нашему исследованию мы определили, что наклон головы вниз меняет способ восприятия лица, так что нейтральное лицо — лицо без движения мышц или выражения лица — кажется более доминирующим, когда голова наклонена вниз», — объясняют исследователи Захари Виткоуэр (Zachary Witkower) и Джессика Трейси (Jessica Tracy) из Университета Британской Колумбии (University of British Columbia).
«Этот эффект вызван тем фактом, что наклон головы вниз приводит к искусственному появлению опущенных и V-образных бровей, которые в свою очередь вызывают восприятие агрессии, запугивания и доминирования».
Материалы и методы исследования
Виткоуэр и Трейси разработали серию исследований, чтобы выяснить, может ли угол положения головы влиять на социальное восприятие, даже если черты лица остаются нейтральными.
В первой серии приняли участие 101 респондентов, исследователи создали варианты аватаров с нейтральным выражением лица и одним из трех положений головы: наклон вверх на 10 градусов, нейтральный (0 градусов) или наклон вниз на 10 градусов.
Участники проанализировали преобладание каждого изображения аватара, оценивая свое согласие с такими высказываниями, как «Этот человек хотел бы иметь контроль над другими» и «Этот человек хотел бы использовать агрессивную тактику, чтобы добиться своего».
Во второй серии исследования приняли участие 570 респондентов, которые оценивали изображения реальных людей.
Результаты научного исследования
Результаты первой серии показали, что участники оценили аватары с наклоном головы вниз как более доминирующие, чем те, у кого головы с нейтральным или восходящим названием. Результаты второй серии подтвердили полученные результаты.
Дополнительные результаты показали, что часть лица вокруг глаз и бровей является необходимой и достаточной для получения эффекта доминирования. То есть участники оценивали наклоненные вниз головы как более доминирующие, даже когда они могли видеть только глаза и брови.
«Другими словами, наклон головы вниз может оказывать такое же влияние на общественное восприятие, как и опускание бровей — движение, совершаемое мышцей-гофратором, известное как блок действий 4 в системе кодирования действий на лице, — но без какого-либо фактического движения лица», — резюмирует Виткоуэр.
«Таким образом, наклон головы создает иллюзорное появление движения лицевых мышц там, где его фактически нет», — добавляет Трейси.
Авторы другого исследования установили, что серьезные заболевания сердца и легких можно определить по мимике пациента.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];