Новая надежда на борьбу с генетически обусловленным ожирением

Примерно у 2-6%  всех людей ожирение развивается уже в раннем детстве; это заложено в их генетических картах. Такое ожирение связано с мутацией в одном из  «генов аппетита», который дает им сильную генетическую предрасположенность к развитию ожирения, также называемого моногенным ожирением. Их голод превалирует над чувством сытости.

Кроме того, эта группа людей с ожирением лучше реагирует на существующие методы лечения, чем другие. Диеты и хирургия могут помочь им сбросить вес, но долгосрочный эффект плохой, поскольку они неспособны поддерживать вес постоянно.

Теперь появилась надежда для этой группы людей. В новом исследовании, опубликованном в научном журнале Cell Metabolism, исследователи из Копенгагенского университета (University of Copenhagen) обнаружили, что эта группа людей с ожирением может похудеть с помощью лекарственного препарата лираглутид, который является модифицированной формой ингибирующего аппетит гормона GLP-1, естественно, выделяющегося из кишечника, когда мы едим.

«У этих людей развивается ожирение, потому что они генетически запрограммированы на это. То есть, они борются с тем, что, вероятно, является самым сильным человеческим инстинктом: желание есть и, следовательно, выжить. Однако лираглутид, ингибирующий аппетит, оказывает положительное влияние на людей, страдающих ожирением. Они чувствуют себя менее голодными и теряют 6% своего веса в течение четырех месяцев », – говорит автор исследования, Синген Серенсен Тореков (Signe Sørensen Torekov).

Ученые исследовали 14 пациентов с ожирением, вызванным патогенными мутациями в так называемом гене MC4R, и 28 человек с ожирением без мутаций. Обе группы получали лекарство в течение четырех месяцев; никакие изменения не были внесены в их рацион и уровень упражнений в этот период.

Результаты исследования

Лица с этой наиболее распространенной формой моногенного ожирения потеряли 7 кг веса тела по сравнению с 6 кг для людей с общим ожирением.

«Мы с удивлением видим, что лечение оказывает хорошее влияние на эту группу людей. Многие исследователи полагали, что функция лекарства была в основном для подавления аппетита, стимулируя этот специфический рецептор аппетита в мозге, который не работает в этой конкретной группе людей с ожирением. Однако наше исследование показывает, что лекарство по-прежнему оказывает ингибирующее аппетит действие и, следовательно, должно влиять на аппетит по-другому», – говорит Синген Соренсен Тореков.

Новое исследование позволяет рассматривать наиболее распространенную форму генетически обусловленного ожирения, когда пациенты плохо реагируют на существующие методы лечения.

«Люди, которые страдали от ожирения всю свою жизнь, вероятно, не знают, что это вызвано данной мутацией. Поэтому для многих страдающих данным видом ожирения возможность лечения наиболее простым способом имеет огромное значение в их жизни», – говорит соавтор исследования Ева Виннинг (Eva Winning).

Она также указывает, что лекарственный препарат для людей с этой моногенной формой ожирения помогает контролировать уровень сахара в крови. Таким образом, лекарственный препарат может также влиять на диабет и преддиабет, часто наблюдаемый в этой конкретной группе людей с генетически обусловленным ожирением.

Выводы

Поскольку мутации MC4R вызывают ожирение уже в раннем детстве, исследователи надеются, что результаты могут проложить путь для новых исследований молодых людей в будущем. Исследователи полагают, что если они смогут предотвратить это заболевание до того, как молодые люди достигнут совершеннолетия, это окажет большое положительное влияние на их здоровье и, возможно, также социальную стигматизацию.

Авторы другого исследования утверждают, что детское ожирение повышает риск развития диабета 2 типа.