Результаты исследования, опубликованные в журнале Journal of Alzheimer’s Disease, предполагают, но не доказывают, что тренировка мозга может помочь людям дольше сохранять когнитивную функцию, но не предотвратит болезнь Альцгеймера.
Введение
В поисках подсказок о том, что может отсрочить или предотвратить болезнь Альцгеймера, ученые из области медицины Джона Хопкинса (Johns Hopkins Medicine) сообщают, что более умные и более образованные люди не защищены от этой болезни, но получают когнитивный «старт», который может временно улучшить работу мозговых процессов.
Актуальность проблемы
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (U.S. Centers for Disease Control and Prevention), около 5 миллионов человек в США живут с болезнью Альцгеймера, и ожидается, что это число утроится к 2060 году.
Поскольку эффективные методылечения недоступны для болезни Альцгеймера или других форм деменции, исследователи заинтересованы в определении способов предотвращения или отсрочки заболевания. Более ранние научные работыпоказали, что люди с более высоким уровнем интеллекта или образования могут иметь более низкие показатели этих заболеваний, и исследователи во главе с Ребеккой Готтесман (Rebecca Gottesman), сотрудника Медицинской школы Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University School of Medicine), разработали план научной работы, чтобы проверить эту гипотезу.
Материалы и методы исследования
Для исследования ученые использовали данные Atherosclerosis Risk in Communities, в котором приняли участие около 16 000 здоровых участников среднего возраста из округа Вашингтон, штат Мэриленд; Округ Форсайт, Северная Каролина; Джексон, Миссисипи; и Миннеаполис, штат Миннесота.
Исследователи сосредоточились на группе из 331 участника без деменции. Около 54 имели образование ниже среднего, 144 окончили среднюю школу, а 133 имели высшее образование.
Двадцать лет спустя все участники прошли МРТ и позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ) мозга для измерения уровня амилоидного бета-белка, накопленного в головном мозге-стандартного маркера болезни Альцгеймера.
В пожилом возрасте (65-84 лет) когнитивные функции каждого участника оценивались с помощью 10 стандартных тестов памяти, языка и других интеллектуальных функций.
Результаты научного исследования
По словам исследователей, наличие богатого когнитивного резерва у пациентов на начальной стадии болезни служит базисом более высокого умственного функционирования по сравнению с теми, чьи когнитивные знания ограничиваются школьными предметами.
Участники с любым уровнем бета-амилоида и с пройденным обучением в колледже, аспирантуре или с профессиональным образованием имели средние когнитивные показатели примерно на одну или несколько стандартных единиц выше, чем у тех, кто имел среднее образование, независимо от уровня бета-амилоида в мозге.
Авторы исследования отметили, что показатели познания в среднем возрасте не были связаны с повышенным уровнем амилоидного бета-белка в мозге в позднем возрасте.
«Наши данные свидетельствуют о том, что дополнительное образование, по-видимому, играет роль как форма когнитивного резерва, которая помогает людям добиться большего успеха на исходном уровне болезни, но это не влияет на фактический уровень упадка», — заявляетГоттесман.
Авторыисследованияуверены, что для будущих исследований важно сосредоточиться на каком-то независимом и конкретном биомаркере, чтобы продемонстрировать реальную пользу для лечения.
Авторы другого исследования установили, что антибиотики облегчают симптомы болезни Альцгеймера.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];