Обучение чтению улучшает зрительные функции мозга

Международная исследовательская группа во главе с Фальком Хюттигом (Falk Huettig) и Алексисом Эрве-Адельманом (Alexis Hervais-Adelman) приступила к проверке влияния чтения на зрительную систему мозга. Рециркуляция, вызванная чтением, не оказала вредного воздействия на эволюционные области мозга, отвечающие за визуальное восприятие лиц и окружающей действительности. Исследование опубликовано в научном журнале Science Advances.

Актуальность проблемы

По мере того, как мы учимся читать, область мозга, известная как “область визуальной формы слова”, становится чувствительной к сценарию (буквам и символам). 

Ранее считалось, что «переработка» мозговых сетей при обучении чтению отрицательно влияет на старые эволюционные функции, такие как обработка лиц, окружающих вещей и пространственное восприятие. Однако авторы исследования выдвинули гипотезу о том, что чтение может привести к усилению реакции мозга на зрительные раздражители в целом.

«Когда мы учимся читать, мы используем способность мозга формировать избирательные участки категории в зрительных областях мозга. Они возникают на той же корковой территории, что и специализации для других категорий, которые важны для людей, таких как лица и дома. Давний вопрос – было ли обучение чтению вредным для этих других категорий, учитывая, что в мозгу ограничено пространство», – объясняет Алексис Эрвайс-Адельман.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования ученые сканировали мозг более 90 людей, живущих в отдаленной части Северной Индии, с различной степенью грамотности с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ). Находясь в сканере, участники видели предложения, буквы и другие визуальные категории, такие как лица.

Результаты научного исследования

Рециркуляция, вызванная чтением, не оказала вредного воздействия при восприятия лиц, домов или инструментов. Поразительно, что активация мозга для букв и лиц была более сходной у респондентов, которые умели читать (левая вентральная височная доля).

«Область визуальной формы слова во время обучения чтению остается чувствительной к другим визуальным категориям», – объясняет Фальк Хюттиг. «Таким образом, обучение чтению полезно и оказывает общее положительное влияние на вашу зрительную систему».

Авторы другого исследования установили, что чтение, просмотр телевизора или работа на компьютере не являются причиной близорукости.