Три недавних исследования, опубликованные в журнале Aging Research Reviews, подчеркивают необходимость включения поведенческих и социальных наук наряду с изучением биологических механизмов для замедления старения. Эти три статьи подчеркивали, как поведенческие и социальные факторы являются неотъемлемой частью старения. Это означает, что они являются причинными факторами биологического старения. На самом деле влияние поведенческих и социальных факторов на то, как быстро люди стареют, велико и значимо. Однако «геронаука» (geroscience) — изучение того, как замедлить биологическое старение, чтобы продлить продолжительность жизни и здоровье — традиционно не включала в себя исследования в области поведенческих и социальных наук. Эти работы изучают различные аспекты пересечения биологических и социальных факторов в формировании здорового старения на протяжении всей жизни.
Человек — не животное и стареет по другому
Биологические открытия о скорости старения у животных иногда не применимы к людям. По словам Терри Моффитт (Terrie Moffitt), профессора психологии и нейробиологии, включение поведенческих и социальных исследований может способствовать переводу результатов геронауки с животных на пользу людям.
«Переход от замедления фундаментальных процессов старения у лабораторных животных к замедлению старения у людей будет не так прост, как назначение таблетки и наблюдение за ее действием», — считает Моффит. «По сравнению со старением животных, старение человека имеет много поведенческих и социальных факторов в дополнение к клеточному происхождению и влиянию. Эти влияния включают в себя потенциальные цели вмешательства, которые являются исключительно человеческими, и поэтому их нелегко исследовать на животных».
Некоторые из этих человеческих факторов оказывают большое влияние на здоровье и смертность: стресс и невзгоды в раннем возрасте, психиатрический анамнез, личностные черты, интеллект, одиночество и социальные связи, а также цель в жизни связаны с различными последствиями для здоровья в позднем возрасте. Эти важные факторы необходимо учитывать, чтобы получить значимый прогноз биологического старения человека.
«Геронтология может быть расширена благодаря сотрудничеству с поведенческими и социальными науками для осуществления перевода с животных моделей на людей и улучшения клинических испытаний омолаживающих методов лечения», — считает Моффит. «Жизненно важно, чтобы достижения геронтологии были доступны всем, а не только состоятельным людям, поскольку люди с низким уровнем образования, низкими доходами, неблагоприятным опытом ранней жизни и предрассудками — это люди, которые стареют быстрее и умирают раньше».
Социальные факторы сильно связаны со старением
«Социальные признаки старения могут предсказывать возрастные последствия для здоровья — во многих случаях даже в большей степени, чем биологические факторы», — считает заведующая кафедрой геронтологии Эйлин Кримминс (Eileen Crimmins). «Хотя в области старения обычно обсуждаются биологические признаки старения, и мы не склонны включать социальные и поведенческие факторы, которые приводят к преждевременному старению».
Кримминс назвала основные пять факторов «социальных признаков старения» и утверждает, что они не должны игнорироваться ни в одной выборке людей, и должны быть включены, где это возможно.
Кримминс изучила данные, собранные в 2016 году, которые включают в себя как опросы социальных факторов, так и биологические показатели, включая образцы крови для генетического анализа. Для исследования ученые сосредоточились на пяти социальных признаках плохих результатов в области здравоохранения:
- низкий жизненный социально-экономический статус, включая низкий уровень образования
- невзгоды в детстве и взрослом возрасте, включая травмы и другие трудности
- членство в группах меньшинств
- неблагоприятное поведение в отношении здоровья, включая курение, ожирение и проблемное употребление алкоголя
- неблагоприятные психологические состояния, такие как депрессия, негативное психологическое мировоззрение и хронический стресс
Наличие этих пяти факторов было тесно связано с тем, что пожилые люди имели трудности с повседневной деятельностью, проблемы с когнитивными способностями и имели пять или более заболеваний. Даже при контроле за биологическими показателями — включая артериальное давление, генетические факторы риска, количество копий митохондриальной ДНК и многое другое — социальные различия, а также демографические факторы, такие как возраст и пол, объясняют большинство различий в результатах старения между испытуемыми. Однако биологические и социальные факторы не полностью независимы друг от друга.
«Изменчивость в человеческом старении тесно связана с социальными детерминантами старения; и она остается таковой, когда обширная биология вводится в качестве опосредующих факторов. Это означает, что социальная изменчивость в процессе старения лишь частично объясняется биологическими показателями, которые исследователи в настоящее время используют», — сказала Кримминс. «Наша гипотеза заключается в том, что если бы мы могли полностью охватить основные биологические механизмы старения, они бы еще более убедительно объяснили социальную изменчивость в процессе старения, поскольку социальные факторы должны «проникать под кожу» через биологию».
Стрессоустойчивость в процессе старения
Элисса Эпель (Elissa Epel), профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, подробно рассказала о том, как исследования стрессоустойчивости должны включать психосоциальные факторы, чтобы понять, как различные виды стресса влияют на старение. Не все виды стресса одинаковы, а некоторые даже благотворны. Социальные признаки старения могут влиять на скорость старения отчасти через токсические стрессовые реакции, сказала она. В то время как острые реакции на незначительные или умеренные стрессоры, включая инфекцию или травму, имеют решающее значение для выживания, хроническое воздействие большого количества стресса — включая долгосрочные психологические стрессоры, такие как злоупотребление — может оказаться токсичным и привести к плохим последствиям для здоровья.
«Кратковременные, прерывистые, низкие дозы стрессоров могут привести к положительным биологическим реакциям, улучшая устойчивость к повреждениям, которая называется гормезисом», — объяснила Эпель.
Например, физиологические гормональные стрессоры включают кратковременное воздействие холода, жары, физических нагрузок или гипоксии. Гормональный стресс включает механизмы восстановления и омоложения клеток.
«Напротив, высокая доза хронического воздействия может подавить эти механизмы, что приведет к повреждению или смерти», — добавила она.
Таким образом, токсический стресс может ускорить биологические процессы старения, в то время как гормональный стресс может замедлить старение.
Однако типы, сроки и частота гормонального стресса должны быть лучше определены, чтобы быть полезными для исследований старения человека и вмешательств.
«Устойчивость к стрессу, общий термин, включающий гормональный стресс, может быть измерена через клеточное, физиологическое и психосоциальное функционирование», — объясняет Эпель. «Глубокое понимание устойчивости к стрессу приведет к более целенаправленным инновационным вмешательствам».
Устойчивость к стрессу может также включать социальные вмешательства, которые защищают от податливых социальных признаков старения, включая безопасные районы для уменьшения травм и насилия, а также программы социальной поддержки для борьбы с одиночеством и депрессией. Геронаука сейчас более важна, чем когда-либо, для нашей стареющей глобальной демографии и устойчивость к стрессу является особенно важной темой в данный момент.
«В нашу новую эру мы имеем резко увеличивающиеся экстремальные температуры, лесные пожары и загрязнение мелкими частицами, а также новые зоонозные вирусы, с которыми приходится бороться периодически», — сказала Эпель. «Сокращение социального неравенства, повышение стрессоустойчивости и укрепление иммунной функции стали важнейшими целями общественного здравоохранения».
Люди, как сложные социальные млекопитающие, стареют в ответ на социальные условия и поведенческие факторы, которые частично податливы.
Эпель заключает: «Когда мы открываем и тестируем биологические процессы старения, которыми мы можем манипулировать, мы можем сделать это в тандеме с капитализацией естественных рычагов здорового старения, являющимися мощными, интерактивными и которые не могут быть проигнорированы. Таким образом, источник молодости становится более достижимым».
Статья по теме: Помогают ли кишечные паразиты замедлить старение?
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.