Повысить математические достижения у детей помогут хвалебные разговоры с самим собой

Дети, которые критично думают о себе, зачастую не успевают в школе. Авторы нового исследования из Голландии решили выяснить, может ли простое умственное занятие (говорить доброжелательные, обнадеживающие слова самому себе), повысить их умственные способности. Исследование показало, что дети, которые занимались такого рода разговорами с самим собой, улучшили свои математические показатели.

Исследование было проведено учеными из Утрехтского университета (Utrecht University), Университета прикладных наук Лейдена (University of Applied Sciences Leiden), Университета Амстердама (University of Amsterdam) и Университета Саутгемптона (University of Southampton). Результаты исследования опубликованы в научном журнале Child Development.

Актуальность исследования

«Родителям и учителям часто советуют побуждать детей повторять положительные самооценки в стрессовые моменты, например, когда они сдают академические тесты», – говорит Сандер Томас (Sander Thomaes). «Но до сих пор у нас не было четкого представления о том, помогло ли это достижению детей. Мы обнаружили, что дети с низкой уверенностью в себе могут улучшить свои показатели посредством разговора с самим собой, сосредоточенного на усилиях, стратегии саморегуляции, которую могут выполнять дети сами по себе каждый день».

Материалы и методы исследования

Ученые обследовали 212 детей (в возрасте от 9 до 13 лет) из школ в сообществах среднего класса в Нидерландах. Авторы исследования выбрали этот возраст, потому что в позднем детстве негативное восприятие компетентности в школьных задачах становится все более распространенным.

В исследовании дети сначала сообщили о своих убеждениях относительно своей компетентности. Несколько дней спустя они работали в своих классах в первой половине стандартного теста по математике. Сразу после завершения первой половины теста им было случайным образом назначено молча принять участие в беседе с самим собой, сосредоточенной на усилиях (например, «Я сделаю все возможное!»), на беседе с самим собой, сосредоточенной на способности («Я очень хорош в этом!», или не говорить сами с собой. После этого они завершили вторую половину математического теста.

Результаты научного исследования

Дети, которые принимали участие в разговоре с самим собой, сосредоточенном на усилиях, улучшили свои результаты на тесте по сравнению с детьми, которые не участвовали в разговоре с самим собой, сосредоточенным на усилиях. Преимущества разговора с самим собой были особенно заметны среди детей, которые отрицательно относились к своей компетенции. В отличие от этого, дети, которые занимались самообращением, сосредоточенным на умениях, не улучшали свои оценки по математике, независимо от их убеждений об их компетентности.

«Наше исследование показало, что математическая успеваемость детей с низкой уверенностью в себе приносит пользу, когда они говорят себе, что будут прилагать усилия», – объясняет Эдди Браммельман (Eddie Brummelman).

Выводы

Авторы отмечают, что их выводы относятся только к детям в четвертом-шестом классах и могут быть неприменимы к детям других возрастов. Ученые также отмечают, что исследование проводилось в Нидерландах, и что реакция детей на разговор с самим собой может отличаться в других странах и культурах.

Авторы другого исследования утверждают, что в самоуверенности подростков важную роль играют школа и семья.