Предпочтения в поп-музыке связаны с сочетанием неуверенности

Почему люди с наслаждением слушают такие песни, как «Country Roads» Джеймса Тейлора, «Red, Red Wine» UB40 или «Ob-La-Di, Ob-La-Da» The Beatles? В рамках нового исследования было обнаружено, что предпочтение в музыке зависит от правильного сочетания неуверенности и неожиданности. Результаты исследования опубликованы в журнал Current Biology.

Актуальность вопроса

«Удивительно, что люди могут получать удовольствие от музыкального произведения, просто упорядочив звуки с течением времени», – комментирует автор исследования Винсент Чеунг (Vincent Cheung) из Института когнитивных и мозговых наук им. Макса Планка (Max Planck Institute for Human Cognitive and Brain Sciences), Германия. «Песни нам приятны, скорее всего, те, которые сочетают баланс между предсказуемостью и неожиданностью. Музыкальные аккорды, которые мы ожидаем услышать, сочетаются с совершенно неожиданным звучанием. Понимание того, как музыка активирует нашу систему удовольствия в мозгу, может объяснить, почему прослушивание музыки может помочь чувствовать себя лучше».

Материалы и методы исследования

В ходе исследования ученые проанализировали 80 000 аккордов в 745 классических американских поп-песнях.

Ученые использовали модель машинного обучения в математической количественной оценке неопределенности и неожиданности музыкальных произведений. Чтобы исключить другие ассоциации с песнями, исследователи удалили тексты песен и мелодию, оставив только последовательности аккордов.

Результаты научного исследования

Результаты исследований показали, что предоставленное музыкальное произведение считалось приятным, когда люди были относительно уверены в том, какой аккорд ожидать дальше, но вместо этого были удивлены (то есть, музыкальные аккорды удивляли своей последовательностью). 

«Одна из важных причин заключалась в том, что большинство исследований в прошлом рассматривали только эффекты неожиданности для удовольствия, но не неопределенность прогнозов слушателей», – комментирует автор исследования Стефан Кельш (Stefan Koelsch).

Исследования формирования изображений мозга с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ) показали, что опыт музыкального удовольствия отразился в трех областях мозга: миндалине, гиппокампе и слуховой коре. Эти области мозга играют роль в обработке эмоций, обучении и памяти и обработке звука, соответственно. Напротив, активность в прилежащем ядре – области мозга, которая обрабатывает ожидаемые награды, и ранее считалось, что она играет определенную роль в музыкальном удовольствии – лишь отражала неопределенность.

По словам авторов исследования, музыкальное удовольствие зависит от динамического взаимодействия между предполагаемым и ретроспективным состояниями ожидания. Поэтому фундаментальная способность предсказывать является важным механизмом, посредством которого абстрактные звуковые последовательности приобретают аффективное значение и превращаются в универсальный культурный феномен, который мы называем «музыкой».

Основываясь на полученных результатах, в будущих исследованиях мозга можно было бы учесть совместную роль неопределенности и удивления в оценке людьми других видов искусства, таких как танцы и кино. Результаты также могут быть использованы для улучшения алгоритмов создания искусственной музыки, помощи композиторам в написании музыки или даже для прогнозирования музыкальных тенденций.

Авторы другого исследования установили, что музыка помогает развитию мозговых структур у недоношенных детей.