При рассеянном склерозе важную роль играет клетка, называемая проекционный нейрон – исследование

Ученые обнаружили, что определенная клетка мозга, известная как «проекционный нейрон», играет важную роль в изменениях головного мозга, наблюдаемых при рассеянном склерозе (РС). Исследование, опубликованное в журнале Nature, показывает, что проекционные нейроны повреждаются собственными иммунными клетками организма, и это может лежать в основе когнитивных изменений, связанных с рассеянным склерозом. Авторы исследования считают, что результаты научной работы предоставляют платформу для разработки новых методов лечения РС.

Рассеянный склероз – это заболевание головного и спинного мозга, которым страдают более двух миллионов человек во всем мире. Потенциальные симптомы РС широко распространены и могут включать проблемы со зрением, движением и когнитивными нарушениями. Предыдущие исследования показали, что область головного мозга, называемая корой, с течением времени атрофируется у пациентов с РС и известна как кортикальная атрофия. Процессы, вызывающие этот механизм, до сих пор не ясны.

В новом международном исследовании, проведенном в Кембриджском университете (University of Cambridge), Гейдельбергском университете (University of Heidelberg) и Калифорнийском университете в Сан-Франциско (University of California, San Francisco), ученые использовали посмертные образцы мозга человека от пациентов с РС для изучения широкого спектра типов клеток, вовлеченных в заболевание, и сравнили их с результатами образцов клеток мозга, пожертвованных от людей, которые не имели рассеянного склероза.

«Используя новую технику, называемую секвенирование РНК с одним ядром, мы смогли изучить генетическую структуру отдельных клеток головного мозга, чтобы понять, почему некоторые клетки могут быть более восприимчивыми к повреждениям при МС, чем другие», – заявил Лукас Ширмер (Lucas Schirmer) из Гейдельбергского университета.

Результаты исследования

Результаты показали, что определенный тип нервных клеток, называемый «проекционные нейроны», был особенно уязвим при повреждении мозга у пациентов с РС.

У здоровых людей эти проекционные нейроны участвуют в передаче информации между различными областями мозга. Поэтому возможно, что повреждение этих клеток может повлиять на когнитивную функцию у пациентов с РС. Более того, потеря данного типа клеток помогает объяснить, почему головной мозг пациентов с РС со временем атрофируется – чем больше клеток повреждено и потеряно, тем меньше места занимает мозг.

Ученые также показали, что иммунные клетки в мозге пациентов с РС нацелены на проекционные нейроны и вызывают стресс и повреждение клеток.

«Мы обнаружили, что вырабатывающие антитела иммунные клетки связаны с повреждением важных проекционных нейронов в мозге с РС. Это говорит о том, что клеточная терапия, нацеленная на иммунные клетки, может защитить проекционные нейроны и обеспечить новое лечение прогрессирующего рассеянного склероза», – говорит профессор Дэвид Рович (David Rowitch) из Кембриджского университета.

Выводы

«Новые методы имеют широкое применение в понимании нарушений развития нервной системы человека и неврологических расстройств и дают новое понимание не только рассеянного склероза, но и расстройств аутистического спектра», – сказал профессор Арнольд Кригштайн (Arnold Kriegstein).

Авторы другого исследования утверждают, что разнообразие кишечной микробиоты поможет в лечении рассеянного склероза.