Прогресс в поиске новой вакцины против Clostridioides difficile

Исследователи из Университета Эксетера (University of Exeter) в сотрудничестве с учеными из университета Париж-Сюд (Paris-SUD University) впервые идентифицировали ген, ответственный за выработку белка, который помогает восстановлению полезных бактерий в кишечнике и в тоже время предотвращает размножение Clostridioides difficile (C. diff).

Результаты исследования показали, что мыши, вакцинированные этим белком, генерировали специфические антитела к белку, и впоследствии бактерии C. diff были менее способны адаптироваться и размножаться в кишечнике. Исследование опубликовано в журнале Journal of Biological Chemistry

Clostridium difficile — вид анаэробных грамположительных бактерий рода клостридий. C. diff является главным возбудителем псевдомембранозного колита, тяжелого инфекционного заболевания прямой кишки. По статистике, в год C. diff вызывает около полмиллиона инфекций в США, что напрямую приводит к 15 000 случаям смертей среди данной группы населения.

В настоящее время вакцина против C. diff широко не используется. Некоторые вакцины на основе токсинов проходят клинические испытания, но учёные из Университета Эксетера предлагают новый многообещающий подход. Дифференциальные инфекции, которые обычно встречаются у людей, недавно принимавших антибиотики, могут вызывать тяжелые заболевания и ежегодно приводить к гибели тысяч людей, особенно среди пожилых людей и других уязвимых групп.

«Заражение C. diff зачастую происходит, когда естественные кишечные бактерии разрушаются антибиотиками», – сообщает автор исследования Стивен Мичелл (Stephen Michell).

Результаты научного исследования

Исследователи иммунизировали мышей белком CD0873 и обнаружили «сильный» иммунный ответ против бактерий C. diff.

При последующем воздействии C. diff иммунизированные мыши не пострадали, в то время как не иммунизированные мыши заболели и в среднем потеряли около 10% своей массы тела.

«Мы определили ген, генерирующий белок CD0873, который помогает предотвратить размножение бактерий C. diff в кишечнике», – комментирует Мичелл. «Результаты исследования демонстрируют процесс предотвращения адгезии бактерий C. diff и прогнозируют реальную возможность предотвращения различных заболеваний кишечника».

Авторы другого исследования установили, что бактерии кишечника могут влиять на массу и функцию скелетных мышц.