Психологический стресс в подростковом возрасте является фактором риска развития деменции

Исследователи из кафедры общественного здравоохранения Копенгагенского университета (Department of Public Health, University of Copenhagen) в сотрудничестве с Национальным исследовательским центром рабочей среды (National Research Centre for the Working Environment) и Датским исследовательским центром по деменции (Danish Dementia Research Centre) показали, что стресс в позднем подростковом возрасте связан с более высоким риском развития деменции в пожилом возрасте. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Journal of Alzheimer’s Disease.

Материалы и методы обследования

Ученые использовали данные опроса 6807 участников исследования Copenhagen City Heart Study из города Копенгагена, которые страдали жизненным истощением в 1991-1994 годах. На момент опроса участникам было в среднем 60 лет. Данные опроса были дополнены национальными регистрами больниц, смертности и приема рецептурных лекарств для выявления случаев деменции. За участниками следили до конца 2016 года.

Результаты научной работы

Полученные данные помогут нам понять, что психологический стресс — это важный фактор риска, которому следует уделять больше внимания при составлении профилактических мероприятий в связи с более поздней деменцией. Психологический стресс может быть определен как состояние эмоционального страдания, иногда сопровождаемого соматическими симптомами. Жизненное истощение проявляется как чувство неестественной усталости, повышенной раздражительности и деморализации и может считаться показателем психологического стресса. Считается, что жизненное истощение является ответом на неразрешимые проблемы в жизни людей, в частности, когда они неспособны адаптироваться к длительному воздействию стрессоров.

Физическая реакция на стресс, включая сердечно-сосудистые изменения и чрезмерную выработку кортизола в течение длительного периода, может служить механизмом, связывающим психологические расстройства с повышенным риском развития деменции. Автор исследования Сабрина Исламоска (Sabrina Islamoska) обнаружила зависимость между симптомами жизненного истощения, о которых сообщалось в подростковом возрасте, и риском развития деменции в более позднем возрасте.

Исламоска объясняет: «При каждом дополнительном симптоме жизненного истощения мы обнаружили, что риск слабоумия повышался на 2%. Участники, сообщившие о 5-9 симптомах, имели на 25% более высокий риск слабоумия, чем те, у которых не было симптомов, в то время как участники, сообщавшие о 10-17 симптомах, имели на 40% более высокий риск развития деменции по сравнению с отсутствием симптомов».

Результаты этого исследования подтверждают, что дистресс в конце среднего возраста может потенциально увеличить риск развития деменции в более позднем возрасте. Несмотря на поправку на ряд других известных факторов риска развития деменции, таких как пол, семейное положение, низкий уровень образования, факторы образа жизни и сопутствующие заболевания, риск развития деменции, связанный с жизненным истощением, не изменился.

«Стресс может иметь серьезные и вредные последствия не только для здоровья мозга, но и для здоровья в целом. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний являются общеизвестными модифицируемыми факторами риска развития деменции, а в некоторых странах наблюдается стагнация или даже снижение частоты деменции. Наше исследование показывает, что мы можем пойти дальше в предотвращении деменции, рассматривая психологические факторы риска развития деменции», — сказал Исламоска.

Авторы другого исследования утверждают, что выяснили, при какой форме деменции пациенты чаще притворяются.