Авторы нового исследования обнаружили, что многие виды рака пищевода включают древнюю вирусную ДНК, которая была встроена в наш геном сотни миллионов лет назад. Результаты научной работы опубликованы в журнале Nature Genetics.
«Это было удивительно», — заявил Адам Басс (Adam Bass), профессор, возглавлявший исследование.
Древние вирусы и рак
Идея о том, что фрагменты древних ретровирусов в геноме человека, известные как эндогенные ретровирусы (ERV), играют роль в развитии рака, не нова. Хотя последовательность ERV со временем нарушалась и они не могут производить вирусные частицы, вирусные “окаменелости” иногда вставляются в другие гены, что нарушает их нормальную деятельность, или действуют как переключатели, которые включают гены, вызывающие рак. Однако недавние исследования показывают, что ERV также могут бороться с раком, если они транскрибируются в цепи РНК.
«Когда клетки активируют множество ERV, образуется много двухцепочечной РНК, которая попадает в цитоплазму клетки», — заявляет Басс. «Это создает состояние, похожее на вирусную инфекцию, и может вызвать воспалительную реакцию. Таким образом, ERV могут сделать рак более восприимчивым к иммунотерапии, и многие исследователи работают над способами заставить раковые клетки активировать ERV».
Рак пищевода и ERV
В новом исследовании Басс с соавторами создали органоиды пищевода из ткани мыши, чтобы проследить за развитием рака от нормальных клеток до злокачественного новообразования. Используя эти органоиды, Басс обнаружил, что специфический ген, способствующий развитию рака пищевода, называемый SOX2, приводит к индукции экспрессии многих ERV.
Поскольку экспрессия ERV и накопление двухцепочечных РНК, которые могут возникнуть в результате экспрессии ERV, могут быть токсичными для клеток, исследователи обнаружили, что существует специфический фермент под названием ADAR1, который быстро разрушает эти двухцепочечные РНК. Известно, что уровни ADAR1 коррелируют с плохой выживаемостью.
«Раковые заболевания зависят от ADAR1, чтобы предотвратить иммунную реакцию, которая может быть очень токсичной для клеток», — считает Басс.
Некоторых пациентов с раком пищевода в настоящее время лечат с помощью иммунотерапии, которая, как было показано, увеличивает выживаемость на несколько месяцев.
Имея возможность оценить отличительные особенности нормальных и злокачественных органоидов, команда смогла проанализировать, как активность SOX2 отличается в нормальных и злокачественных тканях.
«Важно понимать разницу, поскольку потенциальные методы лечения должны быть нацелены на функции рака, но оказывать меньшее влияние на нормальные ткани», — говорит он. «Относительно легко убить раковые клетки. Проблема в том, как убить раковые клетки, но сохранить другие клетки?»
Авторы другого исследования утверждают, что ГЭРБ увеличивает риск развития рака гортани и пищевода.
Врач кардиолог, терапевт, врач функциональной диагностики АО «СЗЦДМ» (г. Санкт-Петербург), редактор и автор статей