Ученые изучили фундаментальные принципы нашего мышления

Один из самых фундаментальных вопросов в области нейронауки: как люди думают? До недавнего времени мы казались далекими от окончательного ответа.

Теория человеческого мышления

Ученые из Института Макса Планка (Max Planck Institute) и Института системной неврологии им. Кавли в Тронхейме (Kavli Institute for Systems Neuroscience), среди которых лауреат Нобелевской премии Эдвард И. Мозер (Edvard I. Moser), публикуют в научном журнала Science новую гипотезу. Люди думают, используя навигационную систему своего мозга.

Когда мы ориентируемся в нашей среде, в мозге активны два важных типа клеток. Поместите клетки в гиппокамп и клетки сетки в соседнюю энторинальную кору, образуется схема, которая позволяет ориентироваться. Ученые считают, что наша внутренняя навигационная система делает гораздо больше. Они предлагают, чтобы эта система также была ключевой для «мышления», объясняя, почему наши знания организованы пространственным образом.

Результаты научной работы

«Мы считаем, что мозг хранит информацию о нашем окружении в так называемых когнитивных пространствах. Это касается не только географических данных, но и отношений между объектами и полученным опытом», – объясняет Кристиан Деллер (Christian Doeller), соавтор исследования.

Термин “когнитивные пространства” относится к ментальным картам, в которых мы организуем наш опыт. Все, с чем мы сталкиваемся, имеет физические свойства, будь то человек или объект, и поэтому может быть организовано по разным измерениям.

“Если я думаю об автомобилях, я могу заказать их на основе их мощности двигателя и веса, например”, – говорит Деллер. “Мы можем думать о нашей семье и друзьях аналогичным образом; например, на основе их роста, юмора или дохода, кодируя их как высоких или коротких, не юморных или юморных или более или менее богатых».

В зависимости от проявленного интереса мысли могут сохраняться в мозге дольше или временно.

В своем предположении Деллер с соавторами исследования объединяют отдельные доказательства, чтобы сформировать теорию человеческого мышления. Теория начинается с обнародованных Нобелевской премией открытий клеток места и сетки в мозге грызунов, которые, как было впоследствии показано, существуют в организме человека. Оба типа клеток показывают модели активности, представляющие положение животного в пространстве, например, в то время как оно питается. Вместе, активность клеток места и сетки позволяет сформировать ментальную карту окружения, которая сохраняется и активируется во время последующих посещений этих мест.

Очень регулярная схема активации ячеек сетки также может наблюдаться у людей – но что важно, не только во время навигации по географическим пространствам. В ходе этого исследования добровольцы научились ассоциировать изображения птиц, различающихся лишь длиной шеи и ног, с различными символами, такими как дерево или колокол. С деревом ассоциировалась птица с длинной шеей и короткими лапами, а с колокольчиком – птица с короткой шеей и длинными лапами. Таким образом, определенное сочетание телесных черт стало представлять собой символ.

В последующем тесте памяти, выполненном при сканировании мозга, волонтеры указали, были ли различные птицы связаны с одним из символов. Интересно, что энторинальная кора была активирована во многом так же, как и во время навигации, обеспечивая систему координат для наших мыслей.

“Объединив все эти предыдущие открытия, мы пришли к предположению, что мозг хранит ментальную карту, независимо от того, думаем ли мы о реальном пространстве или пространстве между измерениями наших мыслей”, – объясняет Джейкоб Беллмунд (Jacob Bellmund).

“Эти процессы особенно полезны для того, чтобы делать выводы о новых объектах или ситуациях, даже если мы никогда с ними не сталкивались”, – продолжает нейробиолог. “Мы можем обобщить в новой ситуации, в которой мы постоянно сталкиваемся, и сделать вывод, как мы должны вести себя”, – говорит Беллмунд.

Авторы другого исследования утверждают, что плохой сон вызывает негативные мысли.