Ученые обнаружили клетки в легких, которые выживают при атаке вируса гриппа А

Ученые из Университета Дьюка (Duke University) определили вид легочных клеток, которые восстанавливают поврежденные ДНК и могут пережить атаку вируса гриппа А, в то время как другие виды клеток вокруг них гибнут. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Nature Microbiology.

По словам автора исследования Николаса Хитона (Nicholas Heaton), клетку легких называют клубной, и она находится в самых узких дыхательных путях чуть выше альвеол легких, где происходит обмен газов в крови. Нормальная функция клетки – производить поверхностно-активные вещества и выделять различные другие белки, которые покрывают слизистую оболочку легких.

В 2014 году ученые обнаружили, что клубные клетки могут пережить гриппозную инфекцию, которая убивает большинство клеток. В исследовании 2016 года ученые наблюдали, как клубные клетки запускают свои механизмы по производству белка после вирусной атаки и сигнализируют иммунной системе о выработке высоких уровней провоспалительных молекул, называемых цитокинами. Лучшим оружием для вторжения вируса гриппа является реактивный кислород, который вирус использует для повреждения любых участков ДНК, которые открыты и активны в клетке-хозяине. Обычно это повреждение накапливается до такой степени, что клетка не может экспрессировать гены, необходимые для борьбы с вирусом, после чего умирает.

Материалы и методы обследования

Ученые проанализировали все пути вирусного ответа клубных клеток во время инфекции. Ученые создали сконструированный вирус, который нес необходимую РНК, чтобы действительно уничтожить все механизмы репарации ДНК в культивируемых клубных клетках человека, после чего клубные клетки умирали от гриппа, как и другие респираторные клетки.

Конечным результатом выживания клубных клеток является то, что легкие становятся готовыми к атаке новых вирусов даже после перенесенной инфекции. В доказательство этого Хитон указывает на интригующий ключ от пандемии гриппа 2009 года: вирус гриппа в этом году активно размножался в летние месяцы, а не как обычно в осенние и зимние месяцы. В том же году другой сезонный вирус на основе РНК, респираторно-синцитиальный вирус (РСВ), не смог заразить людей.

«Это говорит о том, что грипп вносит какие-то изменения, которые помогают лучше противостоять другой респираторной инфекции», – объясняет Хитон. И клубные клетки были, вероятно, игроками в этом.

Ученые обнаружили, что клубные клетки увеличивали восстановление несоответствия ДНК в ответ на инфекцию. Клубная клетка каким-то образом удваивает свои усилия по восстановлению повреждений ДНК.

Исправив свою поврежденную ДНК и пережив гриппозную инфекцию, клубные клетки продолжают производство поверхностно-активных веществ и химических веществ, которые способствуют воспалению.

«Если появляется другой вирус, среда, в которую он обычно проникает, противодействует ему», – объясняет Хитон.

Но выживание клубных клеток – это палка о двух концах. В то время как провоспалительная среда помогает контролировать уровни вируса, на самом деле чрезмерная активность воспаления может привести к смерти пациентов с гриппом зачастую после того, как их легкие очистились от вируса гриппа. Клубные ячейки, которые выживают и остаются активными, могут действительно способствовать этому.

Авторы другого исследования утверждают, что антибиотики ослабляют защиту легких от гриппа.