Ученые призывают ввести мораторий на редактирование генома

Биоэтик из Университета Отаго (University of Otago) добавил свой голос к глобальной просьбе о моратории на редактирование наследственного генома от группы международных ученых и специалистов по биоэтике после недавнего китайского эксперимента, направленного на создание детей с иммунным ответом к ВИЧ.

В статье, опубликованной в научном журнала Nature, Цзин-Бао Ни (Jing-Bao Nie) вместе с еще 16 учеными из 7 стран призывают к введению глобального моратория на все клинические применения редактирования зародышевой линии человека для создания генетически модифицированных детей. Ученые утверждают, что необходимо создать международную структуру управления на пятилетний период, в которой страны добровольно обязуются не одобрять любое использование редактирования клинических зародышевых линий, без соблюдения определенных условий. Цзин-Бао Ни утвеждает, что научный скандал эксперимента, который привел к появлению первых в мире генетически модифицированных детей, поднимает много этических, социальных и транскультурных (трансглобальных) проблем.

«Китайские власти провели предварительное расследование генетических экспериментов ученых и выпустили проект нового регламента. И все же, полностью возлагая вину на ученых, упускаются из виду институциональные недостатки», – объясняет Цзин-Бао Ни.

Группа из 17 ученых и специалистов по биоэтике считают, что крайне важно, чтобы обширные публичные дискуссии по техническим, научным, медицинским, социальным, этическим и моральным вопросам были рассмотрены до того, как будет разрешено редактирование зародышевой линии. Мораторий предоставит время для установления широкого общественного консенсуса и международных рамок.

«Чтобы редактирование зародышевой линии могло быть рассмотрено для клинического применения, его безопасность и эффективность должны быть достаточными – принимая во внимание неудовлетворенную медицинскую потребность, риски и потенциальные выгоды и наличие альтернативных подходов», – говорится в исследовании.

«Хотя в последние годы методы улучшились, редактирование зародышевой линии еще не является безопасным или достаточно эффективным, чтобы оправдать любое использование в клинике с риском невозможности внести желаемое изменение или введения непреднамеренных мутаций, все еще недопустимо высоко», – утверждают ученые и специалисты по этике. «Ни одно клиническое применение редактирования зародышевой линии не должно рассматриваться, если его долгосрочные биологические последствия не будут достаточно поняты – как для отдельных людей, так и для человеческого вида».

Предлагаемый мораторий, однако, не распространяется на редактирование зародышевой линии для исследовательских целей или на соматические (непродуктивные) клетки человека для лечения заболеваний.

Цзин-Бао Ни считает важным, что нынешние президенты Королевского общества Великобритании (UK Royal Society), Национальной академии медицины США (US National Academy of Medicine), а также директор и заместитель директора Национального института здравоохранения США (US National Institute of Health) выразили решительную поддержку такому предлагаемому глобальному мораторию, опубликованного в журнале Nature. В редакционной статье этого номера также утверждается, что правильное решение может быть достигнуто только путем вовлечения большего количества сообществ в дебаты.

«Самый сложный вопрос – примут ли международные организации и разные страны мораторий и, если да, будет ли он вообще эффективен», – говорит Цзин-Бао Ни.

Авторы другого исследования утверждают, что ципрофлоксацин негативно влияет на митохондриальный геном.